В Украине убрали практически все памятники Ленину и переименовали почти все населенные пункты, носившие советские названия, однако процесс декоммунизации страны пока еще так и не завершен. Более детально о том, на какой стадии сейчас находится процесс декоммунизации, узнавали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
В Украине, как отмечает интернет-сайт Deutsche Welle, до сих продолжается процесс декоммунизации страны, однако определенные итоги уже можно подвести. Вовремя завершить декоммунизацию не удалось, поскольку часть украинцев не согласна с данным процессом и не готова попрощаться с советским прошлым, пытаясь отстоять свое право в судах. При этом Институтом национальной памяти Украины собираются сведения о переименовании объектов топонимики и населенных пунктов, чтобы проанализировать, как проводится декоммунизация.
Некоторым украинским областям были оставлены советские названия, несмотря на переименование областных центров.
Богдан Короленко, возглавляющий в Институте национальной памяти отдел анализа региональных особенностей политики нацменьшинств, сообщил, что в настоящее время в Украине переименовано 987 населенных пунктов и 25 районов. При этом он отметил, что несмотря на переименование Кировограда в Кропивницкий, область до сих пор именуется Кировоградской. Аналогичная ситуация и с Днепропетровской областью.
Объясняется такой казус тем, что названия областей страны указаны в Конституции, и переименовать их можно только лишь в парламенте конституционным большинством, то есть голосами не менее 300 депутатов Верховной Рады. Короленко надеется, что старые названия будут изменены во время голосования закона, изменяющего территориальное устройство Украины.
Институтом национальной памяти были созданы декоммунизационный рейтинг, лидером которого является Донецкая область, где было переименовано 109 населенных пунктов, как на подконтрольной украинским властям территории, так и на контролируемой сепаратистами. Второе место в данном рейтинге занимает Харьковская область, на территории которой переименовали 103 населенных пункта. Далее расположились Днепропетровская область (97 переименований населенных пунктов) и Одесская область с 68 переименованиями.
Также были переименованы 74 населенных пункта, расположенных на территории аннексированного Крымского полуострова, которым по инициативе Меджлиса были возвращены исторические крымскотатарские названия. Впрочем, соответствующее постановление парламента здесь вступит в силу лишь после того, как полуостров вернется в состав Украины.
Больше всего попавших под декоммунизацию населенных пунктов Украины были названы в честь Владимира Ленина, Василия Чапаева, Сергея Кирова и Григория Петровского. Короленко подчеркнул, что если говорить в целом, то можно констатировать: декоммунизация в Украине состоялась на 99 процентов. Здесь есть реальные результаты, несмотря на то, что данный процесс нравится далеко не всем гражданам, которые пытаются отменить новые названия, обращаясь в суд. Сам Короленко считает, что у таких судебных дел нет никаких перспектив, поскольку для пересмотра результатов декоммунизации нет никаких оснований.
Из публичного пространства были убраны все памятники Ленину – Подобед.
Процесс декоммунизации включает в себя не только лишь переименование населенных пунктов, районов, улиц и так далее, но и демонтаж советских памятников и символики. С момента начала декоммунизации, в стране было демонтировано, в общей сложности более 1,5 тысячи памятников и памятных знаков. Павел Подобед, сотрудник Института национальной памяти, возглавляющий также благотворительный фонд "Героика", сообщил, что в Украине из публичного пространства убрали все памятники Ленину. При этом на не подконтрольной украинским властям территории страны находится до 300 монументов, оставшихся с советских времен.
При этом искусствоведы предупреждают о недопустимости полного демонтажа всех памятников коммунистической эпохи, поскольку это часть истории страны. В частности, Анна Шерман, главред киевского издания "Антиквар", заявила, что в ходе декоммунизации могут также пострадать и памятники, которые имеют реальную художественную ценность. Однако никакой профессиональной дискуссии на данную тему не ведется, никто не обсуждает методы, с помощью которых будут демонтировать памятники, никто ничего не говорит об их возможной музеефикации. Шерман убеждена, что такой подход является неправильным. По ее мнению, обязательно должна быть дискуссия с привлечением общественности и специалистов.
В свою очередь историк Александр Зинченко полагает, что настоящая декоммунизация в Украине только лишь начинается. Он объяснил, что сейчас завершился процесс выполнения положений соответствующего закона, однако декоммунизация была затеяна с целью спровоцировать в украинском обществе диалог об историческом прошлом страны, чтобы не допустить повторения сделанных ранее ошибок. Историк полагает, что государство после переименования городов и улиц, сноса всех памятников должно поднимать важные общественные вопросы, связанные с историей Украины. Зинченко убежден, что в Украине процесс глубинной декоммунизации страны продлится еще лет 15-20.