Особенностью современной украинской реальности является наличие большого количества антикоррупционных органов, работа которых не соответствует представлениям общества. Артем Сытник рассказал, почему НАБУ не настолько эффективно работает, как этого хотелось бы. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Украины» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Новое время».
Глава Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) Артем Сытник на свою должность назначен в апреле прошлого года, после формирования этого нового государственного антикоррупционного органа. В процессе работы НАБУ сталкивается с рядом вызовов. О проблемах в работе бюро один из главных украинских антикоррупционеров рассказал в ходе выступления на Ежегодной конференции по возвращению активов в Киеве.
По утверждению Сытника, одним из приоритетов для НАБУ и Специальной антикоррупционной прокуратуры (САП) является арест имущества по уголовным производствам, расследование по которым ведется. В свое время формирование НАБУ стало ответом на запрос общества, которое требовало не только справедливых приговоров и наказаний для лиц, причастных к коррупции. Актуальным является также вопрос ареста имущества и последующего его возвращения в бюджет или на счета госпредприятий, ущерб которым нанесли коррупционеры.
Для этой деятельности в структуре НАБУ создано специальное подразделение – юридическое управление. Оно помогает детективам отыскивать имущество, которое может стать предметом ареста или конфискации. В первую очередь арестовывается имущество, которое можно назвать вещественным доказательством или предметом преступного посягательства. Также под арест попадает имущество, приобретенное за деньги, добытое преступным путем.
В последнее время, по утверждению Сытника, антикоррупционеры накладывают арест на имущество, которое юридически собственностью подозреваемых не является. Детективы пытаются доказать, что фактически имущество принадлежит фигурантом расследований – инициируются соответствующие представления, которые затем передаются в суд. При наличии доказательств суд выносит решение о наложении ареста на имущество.
На этапе ареста имущества в работе НАБУ есть интересная особенность, ставшая возможной благодаря особенностям законодательства. Неоднократно Сытник акцентировал внимание на том, что его структура прямого доступа к базам данных госорганов не имеет. Поэтому поиском информации об имуществе для возможного последующего ареста или конфискации занимаются 3 службы:
- детективы, проводящие расследования. С помощью запросов они находят имущество и инициируют вопрос об аресте;
- для ускорения процедуры, чтобы избежать продажи имущества фигурантами расследования, детективы обращаются к аналитическому управлению, сотрудники которого работают с базами данных;
- в результате координированной работы аналитиков и детективов удается найти имущество. Сразу после этого вместе с прокурорами САП детективы инициируют представление, с которым обращаются в суд.
Уточняет Сытник, что в этом направлении у детективов нет особых проблем с судами – удовлетворяется основная масса ходатайств. Иногда бывают случаи, когда ходатайства отклонялись, но после доработки детективами и получения дополнительных данных о принадлежности имущества повторные запросы выравнивали процесс.
Отдельно обращает внимание глава НАБУ на важность получения его ведомством доступа к базам данных. Ранее для сбора информации об имуществе детективам нужно было потратить около 10 дней, госорганы далеко не всегда своевременно отвечали письменно на запросы, сейчас на протяжении 10-11 часов сотрудники НАБУ могут собрать всю необходимую информацию.
НАБУ помогает очищать судебную систему.
Отметил также Сытник, что аналогичную работу детективы НАБУ проводят в рамках взаимодействия с высшей политкомиссией судей. В этом случае проводится рассмотрение имущественного положения кандидатов, которые претендуют на переаттестацию и последующую работу в судебной ветви власти. В ближайшее время проверку будут проходить кандидаты на должности судей Верховного суда. Реформирование судебной системы Сытник называет последним решительным шагом, который украинское государство должно сделать.
Пока судебная система не реформирована, она остается проблемой, в том числе для НАБУ. На данном этапе детективы могут сказать о наличии имущества, которые предстоит вернуть в бюджет, реализовать и получить средства с помощью конфискации. В этой схеме суды являются единственной проблемой. Сытник констатирует, что в судах ситуация сейчас очень непростая, есть много незанятых вакансий.
С другой стороны, у детективов есть опыт успешной работы в направлении международного сотрудничества, зарубежные активы уже удавалось арестовать. Однако в Украине есть множество реестров и баз данных, доступ к каждому из них НАБУ удается получить не без трудностей. Еще одним сложным моментом Сытник называет то, что отсутствует единая база данных с указанием зарубежного имущества чиновников. Частично преодолеть эту проблему помогает финмониторинг.
Важным шагом, который предстоит сделать, по утверждению Сытника, является создание Национального агентства по возвращению активов. Еще одним позитивным моментом глава НАБУ считает подписание соглашения главой МВД Арсеном Аваковым с Европолом. Сытник уточнил, что именно с помощью Европола детективы НАБУ смогут получать информацию об имуществе чиновников за рубежом, что позволит повысить эффективность работы антикоррупционеров.