Многие украинцы воспринимают события вокруг ПриватБанка как элемент деолигархизации страны. Эксперты утверждают, что постепенно государство действительно очищается от монополий и влияния олигархов, сообщают журналисты раздела «Новости Украины» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Укринформ».
Принятое днями решение о национализации ПриватБанка является интересным не только с учетом рисков, влияния на экономику страны, вовлеченности в процесс конкретных людей и значения для будущего Украины. По сути своей ПриватБанк является основным активом в финансово-промышленной группе «Приват», и один из центральных украинских олигархов в ближайшее время лишится этого актива. Вряд ли после этого можно будет считать Игоря Коломойского олигархом.
Вместе с тем, некоторые другие украинские сверхбогатые и влиятельные люди ощутимо сдали свои позиции, их капитал за последние годы значительно сократился. Уже второй год в Вене Дмитрий Фирташ пытается отбиться от американского правосудия, Виктор Пинчук находится под пристальным наблюдением НАБУ в деле о взятках, фигурантом которого является и Коломойский. Янукович-младший находится где-то в России, братья Клюевы и Онищенко (который Кадыров) в бегах. На Донбассе, считающемся вотчиной Рината Ахметова, идет война.
Видимо, в компанию олигархов, судьба которых сложилась не лучшим образом, сейчас вошел и Коломойский. Украинский олигархат сформировался за время с середины 90-х до начала 2000-х годов. За счет политического влияния олигархи сосредоточили в своих руках большую часть экономики страны. Сейчас олигархат явно переживает кризис, который также можно назвать крахом. Эксперты оценивают изменения в Украинском государстве в направлении снижения влияния олигархов по-разному.
Политолог Сергей Таран убежден, что новые олигархи могут появиться в Украине только при возвращении старых схем. Он подтверждает, что на протяжении минувших 2 лет действительно можно было видеть постепенное выдавливание олигархов из политической и экономической сфер Украины. Провести процесс очищения за один день вряд ли возможно, поскольку каждый олигарх является крупным работодателем, владельцем предприятий или целых отраслей. К примеру, в ПриватБанке у большинства украинских граждан есть счета.
Поэтому для снижения влияния олигархов экономико-политический сектор постепенно реформируется. В результате влияние сверхбогатых людей сокращается до минимума. В то же время, по мнению эксперта, олигархия не базируется на отдельных предприятиях или людях, это система. При переходе политических сил на государственное финансирование, дальнейшем функционировании электронного декларирования и реализации подобных изменений олигархи в будущем не смогут иметь мощное влияние вне зависимости от имен.
Таран полагает, что необходимо четко разделять олигархию и крупный бизнес. Характерными маркерами олигархов является получение ими сверхприбыли от монополий и политических решений. Во втором случае речь идет о решениях, принятых под конкретную компанию. Поэтому только при возвращении старых схем можно будет говорить о появлении новой олигархии.
Политолог, преподаватель КНУ Петр Олещук констатирует, что в будущем новые олигархи просто не смогут появиться, поскольку собственность уже поделена, однако сейчас еще рано говорить о крахе олигархической системы. К примеру, в ситуации с ПриватБанком есть немало сложных вопросов. Сложно однозначно сказать, для какой из сторон национализация банка стала решением хорошим. Для Коломойского национализация актива может быть также избавлением от потенциальной проблемы с получением неплохих денег.
Олигархов Олещук называет продуктом постсоветской системы, в бизнесе свое влияние они основывали на доступе к политике. Во времена Кучмы утвердилась олигархическая модель. Приближенные к президенту люди получили доступ к государственным предприятиям, преференции в ведении бизнеса. Базируясь на этих обстоятельствах, они построили бизнес-империи. В современности старые олигархи переживают некоторый кризис, но есть приближенные к принятию политических решений люди, которые хотели бы их заменить.
Однако вряд ли претенденты смогут стать крупными олигархами, большой передел собственности, по словам Олещука, уже состоялся. На современном этапе ресурсы и средства достаточно ограничены, как и политическая власть. Поэтому в украинском будущем могут сформироваться только «недоолигархи» или «полуолигархи».
Главной проблемой олигархической модели в Украине политолог называет «сложные отношения» с Россией, а не политические изменения. В свое время теперешние олигархи смогли стать богатыми и влиятельными людьми, используя экономические отношения с Россией. Поэтому сейчас они вынуждено оказались в кризисе финансов и влияния. Тем не менее, еще нельзя констатировать отход Украины от олигархической модели экономики.
Профессор политологии НаУКМА, научный директор Фонда «Демократические инициативы» Алексей Гарань утверждает, что пока рано говорить о выходе олигархической системы из строя. Он отмечает, что сейчас принимаются необходимые шаги для деолигархизации экономики. Речь идет о повышении прозрачности, реализации судебной реформы, создании институтов для борьбы с коррупцией. Определенно можно констатировать наличие тенденции, но скорость и ее воплощения в жизнь не такая, на которую рассчитывало гражданское общество после Революции достоинства.
Эксперт полагает, что частично медлительность реализации изменений связана с войной. В военных условиях полномасштабная борьба с олигархами обернется подрывом стабильности политической системы. Вместе с тем, проблемы с ПриватБанком накапливались на протяжении многих лет, долго банкиры выдавали кредиты связанным с руководством финансового учреждения компаниям. В создавшейся ситуации национализация является способом избежать больших проблем.
Гарань отмечает, что на самом деле ослаблены позиции Коломойского, Фирташа, объективно снизилось влияние Ахметова. Тем не менее, пока преждевременно говорить о сломанной системе. И пока система полностью не изменилась, существует риск возникновения новых олигархов.