В конце прошлого месяца правительство утвердило ряд постановлений, закладывающих основы реформирования украинской системы здравоохранения. Согласно экспертным оценкам, изменение системы здравоохранения сталкивается с некоторыми проблемами, сообщают журналисты раздела «Новости Украины» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Апостроф».
Около месяца назад Кабмин утвердил несколько постановлений, в тексте которых закладываются основы для последующего реформирования системы здравоохранения и решаются оперативные вопросы управления медицинской сферой. Среди прочих нововведений значится утверждение 2 концепций – реформирование финансирования здравоохранения и развитие системы общественного здоровья.
Также в правительстве определили лицензионные условия ведения хозяйственной деятельности для производителей лечебных препаратов. Были утверждены несколько постановлений, регламентирующих отдельные моменты врачебной деятельности. Согласно анонсам чиновников, начало внедрения изменений планировалось на текущий год с полным переходом на новые стандарты к 2020 году. Однако за месяц «активной деятельности» многие эксперты не видят изменений.
Как сообщалось ранее, ключевые изменения в здравоохранительной системе коснутся ее финансирования. Чиновники предложили внедрять в Украине солидарную модель медицинского страхования. Виктория Покоевчук, начальник управления здравоохранения в горисполкоме Ривного, объяснила, что основная суть концепции реформирования системы финансирования заключается в том, что впервые в Украине началась честная дискуссия об отношениях между государством, пациентом и медиком.
Согласно разработанной концепции, государство гарантирует пациенту предоставление бесплатного объема медицинской помощи, подтвержденного средствами из бюджета. По другим услугам, которые госбюджет покрывать не может, пациентам предлагается частичная официальная сооплата с привлечением средств добровольного медицинского страхования или денег самого пациента.
По предварительным планам, система страхования должна охватывать 100 процентов населения Украины, но страховые взносы не будут привязываться к индивидуальным страховым выплатам, требующимся для оплаты лечения отдельных украинцев. С привлечением бюджетных средств будет производиться часть оплаты. Средства в фонд будут поступать с помощью общей системы налогообложения.
Игорь Яковенко, бывший заместитель министра здравоохранения и главы государственного комитета по надзору за страховой деятельностью, отмечает, что с помощью специалистов МОЗ правительство намерено составить гарантированный набор медицинской помощи и услуг. Ожидается, что в список будут включены основные виды специализированных амбулаторных услуг, назначенных врачом первичной помощи, а также основные виды плановой медицинской помощи стационарного типа по назначению лечащего врача.
Александр Линчевский, замглавы Минздрава, сообщил, что в роли основного страховщика будет выступать Фонд социального страхования, допускается участие других страховых компаний, имеющих достаточной страховой фонд. Также важно, что заказывать медицинские услуги будет специально сформированный для этой цели оператор – Национальное агентство. Планируется, что Национальное агентство будет отдельным органом центральной власти в подчинении Минздрава, финансируемым за счет бюджетных средств.
В реформировании много позитивных моментов, но без ложки дегтя не обошлось.
При общении с журналистами, представленную Кабмином концепцию реформирования прокомментировал Павел Сильковский, врач-анестезиолог Ривненской областной детской больницы, также известный как инициатор введения открытых реанимаций. Медик утверждает, что утвержденные Кабмином постановления содержат в себе немало позитивных моментов, воплощение которых в жизнь ожидается.
Вместе с тем, только на основании постановлений Кабмина целая отрасль не может реформироваться. Поэтому в ближайшем будущем следует ожидать принятия законов и подзаконных актов. К примеру, целесообразной является отмена приказа №33, который закрепляет порядок составления штатного расписания медучреждений. Сейчас главврач может по собственному усмотрению формировать штат медицинского учреждения, включая его численность.
Сильковский уточняет, что главврач условной больницы может вместо 10 хирургов оставить в штате 5 лучших врачей этой специализации, каждому из которых вдвое повысят зарплату. Однако главврач может и не производить такое изменение в штате, поскольку размер зарплаты определяется не приказом, а тарифной сеткой. Это значит, что заработная плата у медиков измениться не может.
Еще одним важным нюансом, который вызывает вопросы, является несовершенство механизма распределения финансирования. Согласно новой концепции, предлагается финансирование лечения конкретного пациента без распределения средств на медучреждения. Чтобы изменить этот механизм одних только постановлений недостаточно. По словам врача, больницы финансируются из средств госбюджета, которые выделяются через казначейство в соответствии с количеством койко-мест. Сформированный механизм распределения средств невозможно изменить одним постановлением, для этого потребуется утверждение законов.
Подводя итог представленных концепций, анестезиолог констатирует, что теперешняя ситуация не указывает на готовность государства к реализации реформирования здравоохранения. Сильковский убежден, что государству нужен полноценный министр, а не исполняющий обязанности, которым в настоящее время является Ульяна Супрун. Понятно, что для реализации кардинальных реформ нужна не только смелость, но и полномочия.