Реакцию украинского общества на крушение самолета Ту-154 Минобороны РФ сложно назвать однозначной – многие явно не испытывают к жертвам никакого сострадания. Более детально о том, как отреагировала на крушение российского авиалайнера значительная часть украинского общества, а также о причинах именно такой реакции, узнавали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
Крушение авиалайнера Ту-154, принадлежавшего Минобороны РФ, стало, как отмечает издание "Деловая столица", поводом для очень интересной дискуссии. Многие украинцы назвали данное событие актом возмездия, на что последовала достаточно бурная реакция, как в России, так и в Украине. От украинского общества буквально требуют проявления сочувствия к жертвам авиакатастрофы. Причем требуют не только россияне, но и украинцы. Особенно здесь выделилась Анастасия Топольская, гражданская супруга депутата ВРУ Сергея Лещенко.
В посте, размещенном в соцсети "Фейсбук", она заявила, что была в шоке от реакции украинского общества, подчеркнув, что оправдания типа "между нами война" здесь не принимаются. Кроме того, Топольская отметилась еще рядом нелицеприятных высказываний в адрес соотечественников, заявив, что у украинцев в отношении этой трагедии отсутствует собственное достоинство, нет эмпатии, понимания, сочувствия и даже толерантности.
Стоит напомнить, что в переводе с латыни "толерантность" означает терпеливость, терпение, добровольное перенесение страданий. Данным термином в социологии обозначают терпимость к иному поведению, образу жизни, мировоззрению, к другим обычаям, и так далее. Возникает вопрос – толерантность к чему в этом случае должны проявлять украинцы, причем в массовом порядке? Журналисты, активисты и артисты летели в Сирию для того, чтобы устроить праздничный концерт для российских военнослужащих в городе, которой только что пал, и где до сих пор непогребенными остаются тысячи людей.
Какие обычаи украинцы должны уважать в данном конкретном случае? Традицию уважительно относиться к скорби и трауру, оплакивать погибших, или же украинцам следует проявить терпимость к желанию иностранного военного контингента весело встретить новогодние праздники в только что захваченном городе? Это весьма важный вопрос. С кем украинское общество должно быть солидарно в этом случае – с жертвами, или же с людьми, попытавшимися осквернить их память?
Чьи чувства должны разделять украинцы?
Не так все просто и с эмпатией. напомним, данный термин обозначает осознанное сопереживание эмоциональному состоянию, в котором сейчас находится другой человек. Здесь ведь тоже возникает вопрос: чьи чувства должны разделять украинцы, кому они должны сопереживать? Людям, бежавшим из родного города от российских бомб, видевших, как погибают их близкие, возможно, терявших в возникшей суматохе любимых или детей, и теперь не знающих, живы те, или погибли?
Или же украинское общество должно разделять чувства тех, по чьей вине сирийцам пришлось пережить все это? Вот и получается, что отсутствием сострадания к россиянам, погибшим в результате крушения Ту-154, это как раз и есть проявление толерантности и сочувствия к жертвам агрессии Российской Федерации.
Какие чувства испытали бы сирийцы, если бы они, проливая слезы по погибшим, услышали бы пение военного хора и развеселую игру на балалайках? Каковы были бы их чувства при звуках песни, посвященной "вежливым людям"? Как можно называть "сопереживающими" тех, кто, представляя себе чувства жителей Алеппо, все равно отбрасывает эти "частности" в сторону, и предпочитает сосредоточиться только лишь на трагедии конкретных пропагандистов, журналистов, артистов, и их близких?
В том, что украинское общество очерствело, традиционно принято винить войну. Это, в принципе, правильное объяснение. Мир в период войны теряет все полутона, и делится только на своих и чужих. В ситуации, когда общество осознает войну, никого не должно удивлять, что в его коллективном сознании происходит процесс дегуманизации врага. Зачастую данные процессы создаются искусственно. В качестве наиболее яркого примера можно привести историю с "распятым мальчиком", которая подтолкнула многих россиян прийти с оружием в руках на территорию Украины. Это наиболее известный и явный пример того, как российские пропагандисты дегуманизируют украинцев в глазах россиян.
Однако у обороняющейся стороны дегуманизация врага зачастую носит естественный характер. От нелюдей уже никто не ждет пощады, и никто не рассчитывает на проявление каких-то человеческих реакций. Это помогает жертве полностью взять на себя ответственность за собственное выживание, не впадая при этом в иллюзии. Соблюдая объективность, следует подчеркнуть, что прокатившийся в эти дни по социальным сетям целенаправленный акцент на бесчувственность украинского общества - это ведь тоже процесс, направленный на дегуманизацию украинцев.
Из жителей Украины в данном случае снова лепят нелюдей, чудовищ и агрессоров. Столбы российского селебрити уже успели отметиться гневным осуждением реакции украинского народа на крушение Ту-154 Министерства обороны РФ и на трагедию "невинных русских". Между тем реакция украинцев на крушение самолета Министерства обороны РФ не просто характерна для военного времени – она еще и касается гибели людей, которых в Украине ассоциируют с российскими войсками.