Панику вокруг телеканала 1+1 подняли преждевременно. Если какие-то закулисные переговоры и идут, то они касаются вопросов редакционной политики, но не собственности, считает известный журналист, медиаэксперт, основатель интернет-проекта Детектор медиа Наталия Лигачева.
Сегодня СМИ обнародовали открытое письмо сотрудников канала 1+1, в котором они высказали тревогу по поводу возможного рейдерского захвата их телекомпании путем отказа в выдаче лицензии на аналоговое вещание. В политических и журналистских кругах сразу же пошли слухи о том, что за попыткой захвата «плюсов» маячит фигура самого президента Петра Порошенко. Лигачева напомнила, что аналогичные слухи распространялись по поводу «отжима» и других популярных украинских масс медиа – телеканалов 112 Украина и NewsOne, холдинга «Вести» и пр. И везде за рейдерами стояла либо Администрация президента, либо сам Петр Алексеевич.
Теоретически 1+1 мог не получить нужную лицензию. Однако в этом случае был бы объявлен конкурс на освободившиеся телечастоты, а об этом ничего не слышно, подчеркнула Лигачева.
Сегодня глава Национального совета по телевидению и радиовещанию Юрий Артеменко сообщил, что «плюсы» получили решение о предоставлении им лицензии еще 15 декабря. Но формально старая лицензия телеканала заканчивается сегодня, 29 декабря, а по закону новый документ нельзя выдать, пока не закончится действие бывшего, отметила эксперт. Кроме того, после кардинальных изменений с собственностью ПриватБанка регулятор имеет полное право потребовать от телеканала документов о его конечных бенефициарах: «Он имеет это право по закону о прозрачности медиасобственности. Я бы сейчас не поднимала панику».
У власти могут быть вопросы к 1+1 – в сфере его медиа-политики, отметила эксперт. Какие-то закулисные переговоры могут вестись, но они связаны не с собственностью телеканала, а с тем, что «в случае с национализацией Приватбанка, в какой-то момент «плюсы» начали кампанию «мочения» власти. Это еще не настоящая война, а такая войнушка». В этот же ряд попадают и другие сюжеты телеканала – например, направленные против председателя НБУ Валерии Гонтаревой: «С оглядкой на них телеканалу могут намекать: мол, немного смените редакционную политику».
В итоге Наталия Лигачева резюмирует: «Всякие переговоры, закулисные и телефонные разговоры – это все может быть. Но де-юре на самом деле еще вообще нечего обсуждать».