Игорь Ляшенко, возглавляющий Центр проектных исследований "Уровень жизни", задается вопросом о дальнейшей судьбе активов, принадлежащих бизнесмену Игорю Коломойскому после того, как ПриватБанк уже перешел в собственность государства. Более детально мнение Ляшенко относительно дальнейшей судьбы активов бизнесмена изучали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
Игорь Ляшенко в статье, опубликованной изданием "Сегодня", отметил, что переход ПриватБанка в собственность государства породил также вопрос о дальнейшей судьбе активов Игоря Коломойского и его партнеров по бизнесу. Если бизнесмен понес серьезные финансовые потери по банку из-за выдачи кредитов своим компаниям, значит, эти компании, в свою очередь, должны быть заложены под данные кредиты. Получается, что они также должны перейти в собственность государства, пускай пока и опосредовано?
О дальнейшей судьбе разнообразных промышленных предприятий пока ничего не известно. Если заводы и предприятия, добывающие руду, сократят производство, или полностью остановятся, то это будет заметно не сразу. Точно так же сразу можно и не заметить банкротство этих предприятий, или же их переход в собственность других лиц. Однако при этом в собственности Коломойского находятся также компании, чье присутствие украинцы видят постоянно. Услугами данных компаний каждый день напрямую пользуются десятки тысяч человек.
"Буковель", "Днепр-арена", "1+1", МАУ– с ними что?
Самым любимым в народе детищем Коломойского является комплекс "Буковель". Выяснилось, что он находится в залоге у ПриватБанка, а может уже и перешел в собственность финансового учреждения. В сознании рядового украинца "Буковель" – это место, где зимой можно покататься на лыжах. Кроме того, там можно отдохнуть, покушать, сходить в баню и так далее. Возникает вопрос: что же находится в залоге у банка – снежные пушки и подъемники? Может, еще и недвижимость – ее там довольно много. Обнародованная оценочная стоимость "Буковеля" впечатляет – 10,02 миллиарда гривен или 370 миллионов долларов. Однако действительно ли он столько стоит?
Ляшенко вспоминает случай из бизнеса: в какой-то момент у знакомого банкира в банке оказался невозвращенный кредит, залогом по которому являлся бугельный подъемник. Сразу стоит отметить – подъемник не из "Буковеля". Тем не менее это нормальный, работающий подъемник. При этом должник не собирался скрываться, и предлагал банку забрать залог, если нужно. Как раз на этом этапе банкир, с нотками отчаяния в голосе, вопрошал – что ему делать с этим залогом, кому он этот подъемник может продать?
Бугель в этой стране нужен только лишь одному человеку – самому должнику. Он может зарабатывать на данном подъемнике деньги, причем именно в том месте, где тот сейчас стоит. Между тем банку нужен не подъемник – ему нужны деньги. Вполне вероятно, та ситуация была как-то улажена, поскольку подъемник никто не демонтировал, и он до сих пор работает на прежнем месте. Теперь следующий вопрос – а что дальше будет с "Буковелем"? ПриватБанку он, скорее всего, не нужен, ведь государство не сможет эффективно управлять данным комплексом. Продать комплекс? Так здесь тоже есть ряд вопросов, в том числе, и земельных. Можно ли вообще продать "Буковель", и, главное, кто его купит?
Стадион "Днепр-арена" также оказался в залоге у ПриватБанка. По словам Александра Дубилета, бывшего главы правления финансового учреждения, в свое время на строительство этой спортивной арены было потрачено свыше 1 миллиарда гривен. Текущую стоимость стадиона независимые оценщики оценили в примерно 850 миллионов гривен. Между тем Национальный банк оценил стоимость этого актива как нулевую. Все логично – найти покупателя на этот стадион просто невозможно – как минимум, сейчас.
Действительно, кто может купить стадион в Днепре? По сути, большую ценность спортивная арена имеет только лишь для местного футбольного клуба, принадлежащего тому таки Коломойскому. Боле того – "Днепр" сегодня балансирует на грани выживания, и вариант с ликвидацией клуба вполне реален. Стадион может работать прибыльной бизнес-единицей только лишь в качестве автостоянки и рынка. Однако это означает возвращение в 90-е. Единственным спасением для "Днепр-арены" станет вариант, когда стадион заберет под свою опеку городская власть.
Телеканал "1+1" является наиболее рейтинговым в Украине, однако при этом он еще и самый убыточный. Среди заложенных активов телеканал не значится. Но здесь также возникает вопрос. Телеканал нужен был Коломойскому для того, чтобы защищать свой бизнес, а также бороться на фронте пиара с конкурентами. Сейчас защищать, по большому счету, нечего, равно как и не за что бороться. Так зачем бизнесмену такой дорогой канал? Если рассматривать вариант с продажей, то опять не обойтись без вопросов, самым главным из которых является вопрос о покупателе. Учитывая нынешние реалии, можно назвать только лишь одну олигархическую силу, которой нужен "1+1" – это сила президента Петра Порошенко, а он, поговаривают, много не платит.
Авиакомпанию МАУ сегодня не ругает, наверное, только самый ленивый, а теперь, судя по всему, ее будут ругать еще сильнее, поскольку она переходит в собственность государства. В залоге у ПриватБанка сейчас находятся самолеты общей стоимостью в 4,145 миллиарда гривен – скорее всего, это авиалайнеры компании МАУ. Однако вполне возможен такой вариант, что все эти самолеты в какой-то момент вылетят из Киева за пределы страны, а домой вернуться уже не смогут по банальной причине – неоплаченное топливо. Старый хозяин оплачивать уже не захочет, а новый владелец, то бишь, государство, еще не успеет полностью со всем этим разобраться. Единственное, с чем не будет проблем – так это с заправками Коломойского – уже сейчас их расхватывают, словно горячие пирожки.