В третий раз дончане встречают Новый год в оккупации. От пришедшего 2017 года население почти не ожидает позитивных изменений. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Украины» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Апостроф».
Для жителей Донецка встреча 2017 года стала третьим случаем, когда смена календарей происходит под оккупацией. Постепенно меняется настроение самих дончан. Встреча 2015 года сопровождалась почти полной уверенностью в том, что в следующем году закончится недоразумение под названием «ДНР». На момент начала 2016 года уверенности стало намного меньше.
К первым дням 2017 года прошлая уверенность переросла в понимание того, что война, блокада и оккупация, судя по всему, надолго. Новогоднее застолье у многих жителей Донецка было вынужденно скромным. Традиционное празднование в центре города оказалось не таким многолюдным, как было ранее и ожидалось. На этапе подготовки местные жители поняли, что набор блюд на столе будет действительно скромным.
Цены на продукты питания традиционно для предпраздничного времени нескромно поползли вверх. При этом курс рубля к гривне колебался возле показателя 2 к 1, что является двухлетними минимумом, но около месяца назад коэффициент обмена составлял 2,5 к 1. Местные жители, получающие деньги с подконтрольных Украине территорий, были неприятно удивлены суммой после обмена.
С проблемой нехватки денег столкнулись «бюджетники». Перед Новым годом этой категории граждан выдали часть заработной платы и предупредили, что следующая выплата будет только в феврале. Даже при регулярных выплатах «бюджетники» не жировали, но новогодний «сюрприз» оккупационных властей заставил пересмотреть планы в виду отсутствия альтернативы.
Дончанка Людмила Малык рассказала, что на ее новогоднем столе была курица и бутерброды, шампанское «Артемовское» и привезенные «с той территории» конфеты. Также в списке блюд печеночный паштет из гуманитарки, фаршированные яйца и несколько апельсинов. Женщина утверждает, что такого бедного стола на Новый год у нее еще не было, как и такого плохого настроения.
Об отсутствии праздничного настроения в беседах с журналистами говорят многие дончане. Жители оккупированного города отмечают, что во время военных действий любые праздники теряют свое обаяние. Когда население в городе знает, что такое взрывы снарядов и близкая стрельба артиллерии, праздничные фейерверки не радуют, а пугают.
Деньги, потраченные на блюда для праздничного стола, жителями Донецка воспринимаются как сумма, которую можно было потратить на приобретение намного более полезных вещей, в том числе запаса продуктов или воды. С водой в оккупированном городе в последнее время наблюдаются частые перебои, фильтровальная станция постоянно находятся под обстрелами. Через проблемы с очисткой воды подача ее в квартиры происходит с перерывами.
Шахтер Александр Сечин, покупая в магазине дорогую по меркам оккупированного Донецка шоколадку украинского производства за 40 гривен (90 рублей), объясняет, что невозможно оставить детей без подарков и сладостей. Чтобы создать для детей праздничную атмосферу взрослым приходится выкручиваться и экономить на покупке многих нужных предметов для себя.
Со временем празднования также проблема.
Как оказалось, наполнением праздничного стола и приобретением подарков список трудностей для дончан не ограничивается. Есть еще вопрос времени, когда праздновать приход Нового года. Современный оккупированный Донецк живет по московскому времени (разница в 1 час с Киевом). Многие жители города сделали выбор в пользу киевского времени. Жительница Донецка Анна Куриленко рассказала, что бокалы ее семья поднимала под выступление президента Порошенко, на ноутбуке удалось найти трансляцию в Интернете эфира одного из украинских телеканалов.
По словам женщины, многие Донецкие интернет-провайдеры заблокировали сайты большинства украинских телеканалов. Не без труда семье удалось зайти на сайт с трансляцией эфира Первого национального телеканала. Примечательно, что в прошлом году смотреть через интернет украинские телеканалы было проще – открывались сайты СТБ, телеканалов «Интер», ICTV и «плюсов».
Дончанка утверждает, что во время просмотра поздравления президента труднее всего было сдержать слезы при звуках украинского гимна и виде флага. Куриленко рассказала, что слезы у нее начинают катиться градом при первых звуках украинского гимна. Празднование показало, что реакция эта типичная. Даже многие мужчины, по ее словам, говорят, что сердце у них сжимается при звучании гимна Украины.
В праздничную ночь дончанка с гостями честно от начала и до конца пропела украинский гимн, даже наплевав на «активно ватных» соседей. Потом только услышали, как кто-то во дворе начал запускать фейерверки, хотя по Москве был час ночи. Куриленко звуки салютов восприняла как доказательство того, что не только ее семья и близкие люди встречали Новый год по Киеву.
Праздничные гуляния в новогоднюю ночь в Донецке состоялись только на площади Ленина. На сцене перед немногочисленными зрителями выступили коллективы народной самодеятельности, мастера пиротехники в рамках огненного шоу покрутили в руках зажженные шары. Устроенный салют дончане описывают как «скромный и не вызывающий положительных эмоций». Несмотря на отмену комендантского часа в новогоднюю ночь, тысячи людей на улицыДонецка не вышли, множество вооруженных охранников и полицейских явно скучали.