Бывший топ-менеджер Майкрософта Дмитрий Шимкив попал в Администрацию президента на постмайданной волне. За время пребывания в АП он, не теряя своей репутации технократа и реформатора, научился выдержке настоящего бюрократа и получил навык двигаться «между капельками». Другие его коллеги-технократы, столкнувшись с сопротивлением системы, решили уволиться. В середине декабря на закрытом мероприятии Reforms Fuck up night два десятка бывших реформаторов делились своим опытом: что удалось изменить и что не удалось. Шимкив тоже там был.
Он уверен, что это не первая волна технократов в правительстве, будут еще и другие.
С какими трудностями приходится сталкиваться реформаторам и о многом другом секретарь Нацсовета реформ и замглавы АП Дмитрий Шимкив рассказал в интервью изданию «Украинская правда».
«Когда люди приходят на государственную службу с эйфорией, в розовых очках, переполненные энергией – у них понятия страха нет вообще. А дальше, со временем, начинают возникать обстоятельства, из-за которых постепенно может появляться страх.
Дело в том, что если мы говорим о передовой, о войне, то, как правило, во время первого военного столкновения – страха больше, чем потом. Военные, как правило, со временем к вопросу страха относятся проще. И наши опытные воины и герои доказывают свою смелость ежедневно, защищая родину от российской нашествия.
На государственной службе немного по другому. Что я имею в виду? Например, вас начинают технически блокировать. Потом вам могут объяснять, что на вас уже есть дело, потому что вы нарушили этот пункт закона и этот. И вот на вас уже заведено судебное дело. На людей, которые практически с этим не сталкивались, такое давление вызывает огромный дискомфорт. Я не буду говорить о том, как у кого-то снимают или меняют охрану, другие факты. В конечном итоге каждый человек остается сам-на-сам», - сказал Шимкив.
Тот, кто занимается реформами или изменениями, изменяет или создает то, чего нет, или то, что противоречит текущим делам, отмечает Шимкив. Соответственно, этот человек сразу делает вызов системе. А система будет сопротивляться. «Мы же все нормальные люди, мы осознаем уровень угрозы. А страх – просто мгновенная форма восприятия ситуации или обстоятельств. Пока ты не видишь ограничений, ты довольно быстро двигаешься. Когда ты начинаешь видеть определенные ограничения, становишься более внимательным и осторожным... Когда система сопротивляется, ей проще запугать человека, который делает изменения», - отметил Шимкив.
От точки А в точку Б можно идти напрямую, а можно идти длинным путем, говорит Шимкив. При этом все понимают, что на этом пути есть много точек, где будут отводить, пугать, блокировать.
«Это как в бизнесе: вы создаете альтернативный рынок или продукт, соответственно, создается конкуренция. Конкуренты (или в данном случае коррупционеры, бюрократы) создают обстоятельства, которые сначала блокируют любое решение. Если надо решение, то есть куча вариантов: мы пустим вас на третий-пятый-шестой круг согласований, встреч. Хотя все понимают, что это логичное решение, его обсудили. Но от принятия этого решения до его фиксации на бумаге проходят значительные промежутки времени», - рассказал Шимкив.
Он рассказал, что стал значительно сдержаннее относиться к скорости движения многих вопросов. «В настоящее время мы стараемся заложить фундаменты изменений, процессов, которые трансформируют государство. Для того, чтобы стартануть не из песка, а с фундамента, его надо залить, построить. И каждый из участников закладывает определенную крупинку этого фундамента. То, что мы делаем – мы во многих вопросах строим фундамент, на который следующие команды уже смогут опираться и двигаться дальше. Нужно понимать, что будет очень непросто», - сказал Шимкив. Он подчеркнул, что во многих вопросах уже заложили фундамент.
«Я категорически не согласен с утверждением, что «все пропало». Мы заложили основы во многих направлениях», - сказал Шимкив. Он подчеркнул, что люди начали больше доверять полицейским даже несмотря на сложные ситуации. Приняты необходимые законодательные акты по судебной реформе и сейчас идет отбор в Верховный Суд.
«Мы закладываем основу новой институции. Это значительно более долгий процесс. Если мы посмотрим на многие исторические акты в других странах, реформах, эпохах, там всегда будет промежуток времени, в который эта трансформация происходила. Сегодня время спрессовано и есть много факторов, которые влияют. Поэтому я категорически не согласен с тем, что «все пропало». Мы заложили во многих направлениях основы. От НБУ до НАБУ», - сказал Шимкив.
Он подчеркнул, что каждый из собравшихся на FuckUpNights сделал и заложил те или иные устои тех или иных изменений. Кроме того, они показали, что здесь можно работать, можно делать определенные изменения. «Мы понимаем, что в политической среде Украины есть два варианта попадания к исполнительной ветви власти: через политическую силу или через приглашение политической силы. Я это презентую упрощенной бизнес-моделью: есть акционер – народ Украины, который избирает свой совет директоров – Верховную Раду, которая, в свою очередь, избирает правительство или нанимает на работу технократов, или выбирает правительство из политиков. И эта структура должна работать как в бизнесе: чтобы Украина могла быть успешной, получала рост», - сказал Шимкив.