Наступивший 2017 год для Украины на международной арене станет не менее сложным, чем предыдущий. Как пишет издание «Апостроф», большинство из важных вопросов по-прежнему остаются нерешенными. Кроме того, во многих странах Европы пройдут в этом году выборы, победу на которых с большой долей вероятности, согласно прогнозам экспертов, одержат правоцентристские силы.
Стоит ли напоминать, что вскоре состоится инаугурация избранного президента США Дональда Трампа, выступающего за тесное сотрудничество Вашингтона с Москвой. Настолько тесное, что отрицаются представленные американскими спецслужбами доказательства причастности Кремля к хакерским атакам на электронную почту Демократической партии, что оказало влияние на исход президентских выборов. Фактически ради Москвы Трамп поссорился с собственными разведывательными организациями, обвинив их в излишней политизированности, тогда как последние призывали отстаивать национальные интересы страны и необходимость ее защищать от подобного рода вторжений извне.
И все это на фоне застывшего вопроса по урегулированию конфликта на Донбассе.
Что ожидать от партнерства Украины с ЕС?
В прошлом году Киеву так и не был предоставлен безвизовый режим, как и не была подписана ратификация Соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом. Возможно, вопрос по безвизовому режиму решится нынешней весной, на что, по крайней мере, надеется глава украинского внешнеполитического ведомства Павел Климкин. А судя по словам главного еврокомиссара Жана-Клода Юнкера, решение этого вопроса должно занять несколько недель.
Что касается Соглашения об ассоциации (СА) Украины и с Евросоюзом, все зависит от того, как (и когда) по этому вопросу проголосует парламент Голландии, который должен ратифицировать принятый ранее документ. Премьер-министр этой европейской страны Марк Рютте не уверен, что голосование по Соглашению пройдет ранее выборов в нижнюю палату парламента, намеченных на 15 марта. При этом, отмечают политологи журнала «Биржевой Лидер», на данных выборах большие шансы на победу имеют представители сил, не заинтересованных в ратификации СА.
Вместе с тем многие эксперты, говоря о рисках для Украины в связи с предстоящими в Голландии выборами (а также в ряде других европейских стран), обращают внимание на то, что эффективность работы Киева с ЕС зависит от эффективности работы самой Украины. По их мнению, Киев может сотрудничать «и с менее дружественными для страны силами», развивая двусторонние отношения не только в целом с ЕС, но с каждой отдельно взятой страной. Подобный подход во многом определит эффективность внешней политики Украины на ближайшие несколько лет.
Стоит отметить, что помимо Голландии выборы пройдут в Германии (в парламент, август-октябрь) и Франции (президентские, апрель-май). А 12 февраля Бундестаг изберет нового президента ФРГ. При этом главным претендентом на пост президента Франции считается «республиканец» Франсуа Фийон, выступающий за снятие санкций с России и сотрудничество с ней в Сирии.
Учитывая складывающиеся обстоятельства, плюс проблемы названных стран с миграционным кризисом, а также начало технического выхода Великобритании из ЕС, те же Париж и Берлин основное внимание уделят внутренним вопросам за счет снижения объема работы во внешней политике. Таким образом Украина может остаться с небольшой внешней поддержкой при возросшей (новые политические силы на евроарене) критике ее внутренней деятельности. А это может отразиться на вопросе по урегулированию конфликта на Донбассе, предполагают политологи.
Директор Центра исследований международных отношений Николай Капитоненко в интервью «Апострафу» заявил, что поскольку главные проблемы Украины не решаются из года в год, то следует ожидать, что каждый последующий год будет еще сложнее для страны. «Гоняясь за безвизом, мы упустили момент, когда стратегическое видение будущего Европы стало иным». По мнению специалиста, СА также может стать не шагом к будущему вхождению Украины в ЕС, а «конечно остановкой» европейского вектора развития Киева.
Иные же эксперты говорят о том, что за последние три года Украина потеряла множество возможностей, которые, как альтернативы, ищет ЕС и другие государства. В частности, более тесное сотрудничество с Китаем, Индией, регионами Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Поэтому нужно переориентироваться с прицелом именно на данные направления внешнеполитической деятельности, полагают приверженцы «азиатского» направления.
Украина и США в 2017 году.
Что касается Дональда Трампа, то, на взгляд экспертов «Биржевого Лидера», он не является однозначно предсказуемым политиком, и несмотря на желание сотрудничать с Россией и того факта, что Киев поддерживал Хилари Клинтон, призывая украинскую диаспору голосовать за нее, не стоит забывать, что его однопартийцы-республиканцы не в восторге от сближения с Москвой. Особенно на фоне последних событий с докладом разведывательных служб. Это не значит, что Киеву не нужно опасаться Трампа, но в то же время Республиканская партия и в целом Конгресс традиционно поддерживают Киев.
Кроме того, несмотря на то, что общественное мнение ожидает от Трампа урезание финансовой помощи Украине и сокращение поставок нелетального вооружения, как бизнесмена, его могут заинтересовать выгодные предложения Киева. Например, «витрина реформ», которая повысит инвестиционную привлекательность страны, в том числе, по вопросу вооружений.
В связи с этим Украина должна активно отстаивать свои интересы, аргументируя свои позиции, а не ждать проявления благосклонности к ней, как и не ждать, что на Москву будет оказано какое-то давление, благодаря чему Россия выполнит свои обязательства по Минским договоренностям. Политологи отмечают, что Киев обладает значимыми аргументами уже хотя бы самим тем фактом, что ситуация с Россией непосредственно затрагивает вопросы функционирования международного права и мировой безопасности.
Практически единодушны эксперты в прогнозах по отношению Киева с Москвой. Они говорят, что ситуация практически не сдвинется с места. Разве что, если парламентская коалиция в Украине расколется, и на досрочных выборах победят «Батькивщина» либо «Оппозиционный блок».
Некоторые аналитики полагают, что российско-украинский кризис в 2017 году усугубится, поэтому для Киева станет одним из важнейших вопросов умение минимизировать риски и потери, включая вопросы Донбасса и Крыма, а также сотрудничества с НАТО в качестве регионального партнера, ценность которого для Альянса существенно возросла.