Андрей Коболев. возглавляющий компанию "Нафтогаз Украины", настаивает на необходимости привлечения иностранного партнера к управлению украинской газотранспортной системой. Более детально о том, насколько реальными являются данные планы "Нафтогаза", узнавали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
Андрей Коболев, как отмечает Deutsche Welle, убежден, что к управлению украинской газотранспортной системой необходимо срочно привлекать зарубежного партнера. Сделать это нужно для того, чтобы Украина вообще сохранила транзит "голубого топлива" через свою территорию после 2019 года. Коболев объяснил, что "Нафтогаз", по сути, хочет поделиться частью своего бизнеса, чтобы иностранные партнеры помогли гарантировать транзит газа через украинскую территорию после 2019 года. По мнению руководителя "Нафтогаза", привлечение к управлению ГТС зарубежного партнера выбьет из рук Москвы козырь о невозможности нормального транзита "голубого топлива" через украинскую территорию.
В последние месяцы в Украине все чаще звучат заявления о том, что украинская газотранспортная система может оказаться пустой после 2019 года, когда заканчивается срок действия 10-летнего соглашения на поставку и транзит "голубого топлива", подписанное "Нафтогазом" и "Газпромом". Чаще всего такого рода опасения озвучивает как раз Андрей Коболев. При этом ранее Киев не воспринимал всерьез угрозы российской стороны, звучавшие, в том числе и от президента РФ Владимира Путина, прекратить транзит газа через Украину, считая их попыткой шантажа.
Пока украинская ГТС еще интересует европейцев.
Стоит отметить, что многие эксперты не верят, что России удастся реализовать все проекты, связанные с транзитом топлива в обход Украины. Кроме того, российская сторона еще в 2015 году намекнула на готовность продолжить сотрудничество с Киевом в газовой сфере, когда Владимир Путин поручил главе "Газпрома" Алексею Миллеру начать переговоры с компанией "Нафтогаз" относительно транзитных поставок российского газа в Европейские страны.
В настоящее время Андрей Коболев утверждает, что пока интерес к управлению украинской газотранспортной системой все еще проявляют 3 европейские компании. Однако неизвестно, увеличиться ли их количество в будущем, поскольку большинство ведущих энергокомпаний Европы имеют тесные партнерские отношения с "Газпромом".
Клаудия Кемферт, возглавляющая в Немецком институте экономических исследований отдел энергетики, транспорта и экологии, убеждена в том, что у частных европейских компаний все еще присутствует интерес к украинской "трубе". При этом она объяснила, что для реализации данного проекта на практике Киев должен создать привлекательные рамочные условия для инвестиций. Кроме того, есть еще один важный момент – Европейский Союз должен подтвердить важность такого проекта.
В свою очередь Михаил Корчемкин, возглавляющий базирующуюся в Соединенных Штатах консалтинговую компанию East European Gas Analysis, полагает, что в партнерстве в такой сфере, как управление украинской газотранспортной системой могут быть заинтересованы энергетические компании из Болгарии, Румынии, Чехии, Словакии и Австрии – то есть стран, через которые потоки российского топлива проходят благодаря украинскому транзиту.
Однако здесь есть одно, достаточно серьезное препятствие. Возможным камнем преткновения в процессе привлечения к управлению украинской ГТС зарубежного партнера может стать оценка стоимости газотранспортной системы. В декабре прошлого года Андрей Коболев называл цифру, близкую к 30 миллиардам долларов. При этом глава "Нафтогаза" сразу же выразил сомнение в том, что "рациональный покупатель", учитывая все сегодняшние риски запуска Россией обходных газопроводов, согласиться с озвученной цифрой.
Такая оценка подтверждает, что в Киеве продолжают относиться к своей газотранспортной системе как к национальному достоянию, которое не должно оказаться в руках у иностранцев. Михаил Корччемкин объясняет, что очень важным моментом при привлечении к управлению ГТС зарубежных партнеров будет рыночная стоимость газотранспортной системы, которая, в свою очередь, зависит от того, сколько денег "труба" будет приносить ее владельцам. Иными словами, рыночная стоимость ГТС зависит от тарифов, стоимости прокачки топлива и ее себестоимости. Напомним, что в последнее время доходы "Нафтогаза" от транзита российского топлива составляли 2 миллиарда долларов в год.
Кроме того, планы украинской стороны привлечь к управлению ГТС зарубежных партнеров также серьезно зависят и от решения Стокгольмского арбитража по двум спорам между компаниями "Нафтогаз" и "Газпром", возникшем из-за условий поставок "голубого топлива", и условий его транзита. По первому из исков решение, как ожидается, будет в конце марта этого года, по второму – в конце весны или в начале лета.
Коболев уже заявил, что если арбитраж примет решение не в пользу "Нафтогаза", то это станет серьезным ударом для компании. По его словам, на такой случай продуман план "Б", однако детали данного плана пока не раскрываются. В такой ситуации перспективы привлечения зарубежных партнеров к управлению ГТС становятся достаточно туманными. При этом не стоит еще и забывать о противостоянии различных групп в украинском правительстве.