Нардеп Н. Савченко после скандала с обменом пленных озвучила еще одно крайне неоднозначное предложение, а именно обменять Крым на нынешний Донбасс. Чем являются такие слова – ее персональной позицией, провокацией или просто переговорным тезисом, который озвучить боятся более влиятельные политики, и насколько вообще вероятен такой «обмен», рассказывает российский политолог Д. Орешкин. Об этом пишет «Новое Время».
Почему Савченко теряет личный политический капитал?
Д. Орешкин утверждает, что Савченко действует как очень честный человек и при этом неумелый политик. Она в действительности думает о людях, попавших в тюрьму. Она пережила сама такой трагический опыт, осознает, как это все ужасно. Поэтому для нее главный приоритет – обмен пленных согласно принципу «всех на всех». Она исходит из личных наблюдений, работает, тесно взаимодействует с главами ДНР-ЛНР, понимает, как они там устроены. Она знает, как устроена Россия, как устроена ее тюрьма, российский суд. Все это она испытала на своем опыте.
При этом у нее небольшой опыт политдеятельности. То, что она сегодня говорит, вполне разумно, но ее проблема в том, что сейчас и Украина, и РФ пребывают в ситуации, когда разумные решения совершенно невозможны и крайне непопулярны. Политолог отмечает, что как человеку, который смотрит со стороны, понятно, что в ближайшие годы Крыма Украине не видать. Нравится это или не нравится, но Путин ни при каких условиях его не отдаст, так как это для него – политическая смерть. А возможно, и физическая.
Что до Донбасса, то, глядя со стороны, г-н Орешкин практически не помнит случаев, когда ранее отделившиеся добровольно или нет территории назад возвращались, к своему прежнему государству. Но вот территории, от которых они ранее отломились, никогда не смиряются с этим, говорят, что эти регионы вернут. Вполне естественно, что такие слова вызывают очень патриотические чувства у населения, но никогда не сбываются. То, что утверждает Савченко, близко к более рациональному подходу и абсолютно неправильно с точки зрения высшей политической риторики.
Не исключается, что возвращение Донбасса для Украины будет слишком тяжелой проблемой. Родным для Киева в несколько ближайших лет он уже никак не станет. Орешкин уверен, что в Киеве ныне рационально мыслящие люди не так уж и хотят вернуть Донбасс. Ведь это будет около 4 миллионов граждан, 3 миллиона полноправных избирателей, которые Киеву никогда не простят, будут всегда работать, как команда Москвы. А за это все еще и надо будет платить пенсии, развивать соцпрограммы, восстанавливать полностью разрушенную инфраструктуру. Но вот денег не хватает и на более дружественные области, на тот же Днепр, Харьков, Одессу. И там также несложно раскрутить громкую антиукраинскую истерию при поддержке Кремля.
Одно дело – разные разговоры о том, что Украина никогда не смирится, никогда не согласится, не пойдет на компромисс, и совсем другое дело – вполне реальная практика. И в данном смысле Савченко, которая просит - давайте сосредоточимся сегодня на Донбассе, а про Крым пока что забудем – это даже слишком оптимистично.
Эксперт не очень верит, что Донбасс все-таки удастся вернуть, что данное решение будет удачным и оптимальным для нынешней украинской власти, пишет издание «Биржевой лидер». А любая власть, включая украинскую, действует, исходя только из своих интересов, а вовсе не из патриотических заявлений. Другими словами, они заявления делают, а что производят на самом деле – это другой вопрос. Орешкин считает, что Путин с удовольствием вернул бы Донбасс Украине, исходя из того, что этот регион сейчас стоит российскому теневому госбюджету где-то один-два миллиарда долларов в год. Не слишком много, но и не мало. Выплачивать пенсии, продолжать поддерживать какие-то соцпрограммы, гумпомощь и так далее. А если уходит назад Донбасс, то эта гиря ложится сразу на шею украинскому госбюджету. При этом там остается оружие, партизанские группировки, группы влияния, что сформированы Москвой. Это, что называется, троянский конь или специально отравленное яблоко. Но это бессмысленно говорить для патриотически настроенной нынешней общественности.
Для Путина Донбасс необходим лишь как средство давления на Украину, и, может, внутри самой Украины это будет даже еще более эффективно. Во всяком случае, рациональный спокойный анализ это отчетливо показывает. Что до Крыма, то на несколько ближайших лет вопрос решен, и все это понимают и в путинском лагере, и в большом антипутинском, и в Европе, и в Штатах. Конечно, украинские власти будут говорить, что никогда не примирятся, но назад Крым не получат, пока не развалится вся РФ.
Пока Путин остается при рычагах власти, Крым будет под его крылом. Это его символ. Если он его отдаст, это станет означать, что он полный лузер. И в этом смысле Савченко, как кажется эксперту, слишком оптимистична. Она заявляет: давайте забудем о Крыме, сосредоточимся на одном Донбассе. Путина это полностью устраивает. Ему важно оставаться в глазах своих избирателей главным победителем. Он готов продать Донбасс за некоторые ему нужные политические или даже экономические услуги. Отмену санкций, к примеру. Орешкин не уверен, что данное решение будет оптимальным для самой Украины. Но это уже решать ей самой.