Пути транспортного сообщения с подконтрольной боевикам территорией на Донбассе блокируются ветеранами, их действия обсуждает украинское общество. За 3 года, на протяжении которых продолжаются боевые действия на Донбассе, руководство страны не объяснило обществу причины сохранения торговых связей с «народными республиками», сообщают журналисты раздела «Новости Украины» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
В своей публикации украинский журналист и политический обозреватель Сергей Руденко пишет, что за 3 года войны на Донбассе украинская власть так и не объяснила обществу, почему торговля с сепаратистами продолжается. Несколько десятков ветеранов войны на Донбассе две недели блокируют движение железнодорожных составов в сторону оккупированной территории Донецкой и Луганской областей. Ветераны настаивают на том, чтобы Киев прекратил торговлю с люди, которые убивают украинских воинов.
Представители власти тем временем убеждают, что нет ничего зазорного в торговых отношениях между воюющими сторонами. Как минимум странно подобные заявления звучат, если учитывать тысячи погибших за время конфликта на востоке. Организаторы блокады оккупированной части Донбасса свою миссию фактически выполнили – в Украине заговорили о торговле с ОРДЛО. Оказалось, что торговля между двумя сторонами конфликта процветает в то время, когда бойцы украинской армии воюют с боевиками.
В Киеве отмечают, что по-другому быть не может, поскольку оккупированная часть Донбасса по-прежнему остается украинской территорией. Поэтому все, что находится за линией разграничения, также украинское, в том числе уголь, необходимый для ТЭЦ. Министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик напоминает, что все предприятия, размещенные «по ту сторону» и принадлежащие Ринату Ахметову, продолжают платить налоги в украинский бюджет.
Организаторы блокады, в числе которых 2 депутата – Владимир Парасюк и Семен Семенченко – утверждают, что речь идет не только о вывозе на подконтрольную Киеву территорию угля для ТЭЦ. По их словам, имеет место широкомасштабная торговля с сепаратистами – через линию разграничения проходят сотни эшелонов. Ветераны убеждены, что бизнес на крови следует остановить.
За время ведения войны остается непонятным то, почему власть так и не объяснила обществу все моменты ведения торговли с оккупированными районами Донецкой и Луганской областей. Только после блокады Киев признал, что вынужден закупать уголь на оккупированной территории. Вместе с тем, главным спорным моментом остается то, что бизнес уживается с ежедневными обстрелами и гибелью украинских защитников. Вопросов по поводу торговли с ОРДЛО много, но нет на них ответов.
Скандал набирает обороты.
Власть обвинила организаторов и участников блокады в нарушении существующего законодательства. Народных депутатов обвиняют в попытке повысить рейтинг собственной поддержки с помощью спекуляции на теме торговли с оккупантами. Чиновники уверяют, что вся история с блокадой не стоит и выеденного яйца, поскольку приоритетными в любом случае являются интересы государства.
Однако с продолжением блокады украинцы все больше узнают о том, кто и как зарабатывает на войне. В прессе уже появилась информация о вывозе через оккупированную территорию из Украины леса-кругляка, экспорт которого запрещен. Подтвердить или опровергнуть эту информацию должна СБУ. Пока спецслужба и «Укрзализныця» говорят только о миллионных убытках от блокады ОРДЛО. Пикантности ситуации придает то, что участники блокады называют именно СБУ структурой, которая «крышует» торговлю с оккупантами через выдачу специальных разрешений на проведение бизнес-операций.
Противостояние между организаторами блокады и силовиками может закончиться плохо, уступать не планирует ни одна из сторон. Применение силовых методов со стороны властей может обернуться нежелательными последствиями – недовольство возникнет не только среди ветеранов, но и в рядах действующих военнослужащих. Организаторы блокады в свою очередь должны осознавать, что создавшаяся проблема вряд ли может быть разрешена без болезненного компромисса. Вероятно, на данном этапе стороны не готовы услышать друг друга.
Под влиянием блокады ОРДЛО власти вынуждены принимать четкие и прозрачные правила в отношении торговли с оккупированной частью восточного региона Украины. Очевидно, что оккупированная боевиками территория де-юре была и остается частью украинского государства. Де-факто «народные республики» находятся под российской оккупацией. Происходящее на востоке Украины уже давно является войной, которую нельзя называть «антитеррористической операцией». С учетом этих обстоятельств должны существовать другие правила.
Фракция «Самопомич» в парламенте предлагает радикальные меры. Депутаты инициируют утверждение закона о временно оккупированных территориях, прекращение любых бизнес-отношений с возложением ответственности за ситуацию на Донбассе на Россию. Вряд ли официальный Киев решится на этот сценарий, причины в данном случае лежат не только в политической плоскости.
Парадокс создавшейся ситуации заключается в том, что Украина требует от Запада применения дополнительных санкций против Москвы, но продолжает вести торговлю с оккупированным Донбассом, который контролируется Москвой. Судя по всему, Киеву предстоит объяснить не только украинскому обществу, но и западным партнерам, что происходит между Украиной и «народными республиками» на самом деле. Прекращение блокады без ответов на сложные вопросы окажется временным решением, которое не устранит проблемы.