Польша и Украина столкнулись в конфликте вокруг личности Степана Бандеры. Лидер польской партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский объявил, что Украина не войдет в Европейский Союз, пока будет поддерживать «культ личности» Бандеры: «Мы не можем согласиться, что на протяжении последнего времени Украина построила культ личности вокруг человека, осуществлявшего геноцид против польского народа. Я твердо сказал Петру Порошенко, что в Европу с Бандерой они не войдут». Однако глава Института нацпамяти Владимир Вятрович не согласился с польским политиком: «Никакого культа личности в Украине нет. Нет никакого культа Бандеры, тем более государственного». Издание «Вести» проанализировало, что сейчас происходит в стране вокруг имени предводителя ОУН.
Есть ли культ?
Заместитель директора Института истории Украины НАНУ Станислав Кульчицкий назвал «симптомы» культа личности. «Культ существует, если идея лидера продолжает жить и после его смерти, когда о нем выпускают книги, тиражируя его философию. Восстанавливают памятники, подчеркивают его превосходство, а его позиции воспринимают как единоправильные и единоверные», - говорит эксперт.
Несложно заметить, что некоторые из указанных утверждений имеют место в Украинском государстве: улицы названы в честь Бандеры, идеи его живы (как минимум в националистических кругах), активно издаются книги (в интернет-магазине Yakaboo.uа запрос «Бандера» выдал 38 книг про него, тогда как про Богдана Хмельницкого нашлось всего 5 книг).
Появляется имя Бандеры и в музыке. На свои знамена имя Бандеры взяли сразу 3 музыкальных фестиваля: «Бандерштат» в Луцке, Bereziv Bander Fest на Ивано-Франковщине, «Бандера-Фест» в Житомире. Помимо этого на честь дня рождения Бандеры 1 января националистами устраиваются факельные шествия.
В институте Национальной памяти называют статистику: из более чем пятидесяти тысяч переименованных в рамках декоммунизации объектов на карте 34 названы в честь Бандеры, а после сноса более 1300 памятников Ленину Бандере поставили всего 4. Там полагают, что этого мало, чтобы говорить про наличие культа Бандеры в государстве.
Мнения экспертов разделились.
Однако политологи и историки, к которым обращались «Вести», не согласны с этим утверждением. «Культ есть, ведь иначе не называли бы всех украинцев бандеровцами, - говорит Владимир Сергийчук, профессор истории КНУ. – Фестивали, переименование улиц… все идет к тому, что он есть в Украине и будет продолжать развиваться. Однако я к этому отношусь положительно. В обществе так накапливается национальная энергия».
Дмитрий Корчинский, руководитель радикального объединения «Братство», тоже склонен полагать, что культ Бандеры есть. «Бандера - один из наших национальных символов: когда-то нас называли мазепинцами, теперь - «бандеровцами». В некотором смысле это можно считать культом. Естественно, в настоящее время эта личность намного популярнее, нежели 5 лет назад. Это можно объяснить тем, что к украинцам возвращается историческая память», - отмечает Корчинский.
А вот по мнению историка Кульчицкого, говорить о культе Бандеры не стоит: «У нас чрезвычайно мало людей относится к воинствующим националистам. А по данным соцопросов, только 50 процентов украинских граждан гордятся принадлежностью к нации».
Политолог Кость Бондаренко отмечает, что культ Бандеры пытаются создать, однако это вызовет сопротивление в обществе: «Учитывая его место в украинской истории, сегодня Бандере уделяют очень много внимания. Он расколол ОУН в самый ответственный период, был склонен к террору как методу решения проблем, в частности, и в отношении к своим однопартийцам, которые имели другое мнение. Культ хотят создать, однако это будет вызывать сопротивление». Согласно словам эксперта, Украина развивалась как сложная субстанция с огромным количеством региональных лидеров. У запада и востока есть собственное понимание истории и их надо уравновешивать.
Что касается Вятровича и Качиньского, то оба деятеля, по мнению Бондаренко, принадлежат к национал-популистам: «Для них история имеет намного большее значение, нежели современность. Современную политику они базируют на истории. А так как Бандера был противником Польши, то для Качиньского он является неприемлемой фигурой. Так что Бандера будет личностью, разделяющей поляков и украинцев до того времени, пока при власти в Польше и Украине будут национал-популисты».
А пока специалисты спорят, есть ли в Украине «культ Бандеры», в Сети вокруг личности предводителя УПА – самый настоящий ажиотаж. На сайтах объявлений распродаются гипсовые бюсты Бандеры (по 250 гривен), черно-красные футболки с его портретом (по 80–100 гривен), сувенирные банкноты. В Днепропетровской области за пять тысяч гривен можно приобрести латунный жетон с изображением Бандеры. Однако наиболее в продаже книг о Бандере. «Вы уточняйте, что вас конкретно интересует. Цены - от 100 до 450 гривен. Есть довольно качественная публицистика. Если не читали еще, берите жизнеописание от Николая Посивныча - все без мифов и придумок», - отмечают продавцы.
Отметим, историки, политологи и культурологи спорят, есть ли в Украине культ личности Бандеры. Одни считают, что он есть в стране, другие же придерживаются иного мнения.