В последнее время список известных в медийном пространстве боевиков из Донбасса сокращается довольно быстро. Недавнее убийство боевика Гиви Павел Казарин называет концом мифа о «доблестном ополчении Донбасса». Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Украинскую правду».
Журналист и телеведущий Павел Казарин в своей публикации пишет, что список ликвидированных наемников на Донбассе растет так быстро, что уследить за пополнением его просто невозможно. В настоящее время в иные миры отправились почти все публичные лица российского вторжения, исключением из правила можно назвать Игоря Стрелкова и Александра Бородая, хотя вполне возможно, что точка в их историях не поставлена. Тем не менее убийство боевика Гиви стало не просто очередным звеном в цепи «трагических случайностей».
Смерть известного боевика подвела черту под мифом об «ополчении Донбасса». Этот миф на протяжении минувших 3 лет довольно активно создавала российская пропаганда. Вместе с тем завершение периода «шахтеров и трактористов» значит, что на смену ему придет другая концепция. В то же время с первого дня войну на Донбассе можно было воспринимать как историю про инструментальность, все ее герои были рукотворным, о прошлом «полевых командиров» не известно практически ничего.
Точкой обновления старого и временем создания нового стал для многих известных персонажей апрель 2014 года. В момент, когда Москва решила формировать отдельный пантеон «героических борцов за Новороссию», для всех них сделали биографии довольно затейливо. Составляя истории прежней жизни «героев» Гиви и Моторолы, кураторы старались убедить других россиян и жителей Донбасса, которые не видели никакой перспективы в своем будущем, присоединяться к отрядам боевиков.
Судя по всему, сейчас ситуация кардинально изменилась, эпоха «народных героев» осталась в прошлом. Ликвидация двух командиров боевиков подвела черту под «шоу Трумана». Вряд ли в действительности смерть станет для Гиви и Моторолы пьедесталом, поскольку историю пишут победители. Вне зависимости от того, какая сторона победит в противостоянии на Донбассе, в будущем места для «полевых командиров Новороссии» на пьедестале не найдется.
Кремлю новое Приднестровье вместо послушной Украины не нужно.
Частью настоящего пантеона героев лидерам боевиков Донецка и Луганска стать не суждено, поскольку мифическая Новороссия, которую они защищают, так и останется мифом. В первую очередь подобное территориальное образование возле границы не нужно Москве. Кремлю нужна послушная Украина, а не новое Приднестровье под боком. Поэтому борьба ведется лишь за то, на чьих условиях будет возвращаться в Украину оккупированный Донбасс.
В мечтах Москвы Донбасс превращается в своеобразное противоядие от независимости, прививку против украинского суверенитета. Для достижения этой цели Кремлю нужно только добиться отдельного статуса для мятежного региона, амнистии для боевиков и в дальнейшем легализовать статус террористов в качестве местного управления через процедуру выборов.
Согласно замыслу кремлевских стратегов, передать контроль над границей следует только боевикам после их легализации. Любой подобный вариант вызывает резкое неприятие в украинском обществе. Не в последнюю очередь неприятие украинцев объясняется негативным отношением к персонажам, которые приобрели широкую известность во время противостояния с Киевом. На появление условного Гиви или Моторолы под куполом Верховной Рады украинцы категорически не соглашаются. Поэтому для того, чтобы скормить Украине Донбасс, Москве нужно обнулить разговоры о «непреодолимых противоречиях».
Для неоккупированной части Украины ликвидированные недавно боевики выступали главными раздражителями. За 3 года боевых действий они успешно превратились в олицетворение зла, успешно стали воплощением вооруженной украинофобии. На примере лидеров боевиков можно было наблюдать, как явление растворялось в персоне, из системно-ценностного враг превращался в объект конкретно осязаемый.
Мантра о «мире любой ценой» считалась недопустимой, поскольку в таком случае Гиви и Моторола неизбежно получили бы депутатские мандаты. Сейчас одиозные боевики уже ничего получить не могут. Из эмоционально-логической связь между событиями превратилась в логическую, которая не так сильно заставляет сжимать кулаки.
По большому счету не имеет значения, кто и что стало причиной устранения известных в медийном пространстве боевиков на Донбассе. Рано или поздно Москве пришлось бы заниматься этим вопросом, ненужные раздражители необходимо было устранить перед попыткой «привить» Украине Донбасс. Сменщикам Гиви и Моторолы делать биографии вряд ли будут, и именно этот момент является самым важным во всей истории.
Ликование многих украинцев в соцсетях после смертей одиозных боевиков можно воспринимать как очередное доказательство персонификации любой войны. Но в действительности на протяжении минувших 3 лет Украина сражалась вовсе не с Гиви и Моторолой, и даже не с Мозговым или Дремовым. По другую сторону окопов находится Кремль, ошибочно путать войну за ценности с борьбой против конкретных людей.
Количество «полевых командиров», которые пополнят в будущем мартиролог, большого значения не имеет, как и их имена. Представляющие «народные республики» Захарченко, Плотницкий, Ходаковский и все их единомышленники только играют роль ярмарочных петрушек, надетых на пальцы кукловода. Смена их приличными людьми с искренними улыбками вовсе не значит, что Украина одержала победу.
По утверждению Казарина, вся история теперешнего противостояния представляет собой не только битву за независимость и суверенитет. Идет противоборство между прошлым и будущим, просоветским и несоветским, сражение автократии и свободы. Украина пытается переиграть 1918 год и борется за право жить без оглядки на бывшую метрополию. Сейчас идет ментальная схватка между украинцем и малороссом, об этом следует помнить.