Не стоит спекулировать на теме вероятного проведения выборов на оккупированной части Донбасса. Что бы так кто ни говорил, организовать действительно честное голосование после свободной предвыборной кампании удастся не ранее чем через десять лет, сообщает «Апостроф» со ссылкой на эксперта по решению конфликтов Антье Герберг.
Война на Донбассе – это звено в цепи событий.
Антье Герберг уже два десятилетия работает в Украине и хорошо изучила местные условия. По ее словам, вернуть оккупированные территории будет не так просто, как кажется некоторым политикам. Общество заражено многими болезнями, разделено противоречиями. Чтобы вернуть диалог в мирное русло, недостаточно только победить оккупантов и сепаратистов. Необходимо время для объединения общества.
Пока же украинцам нужно вернуть доверие: друг к другу, к власти и т. д. Это также невозможно сделать за несколько месяцев. А еще, отмечает Антье Герберг, страну разъедает коррупция. Пока ее не победить, какие-либо позитивные процессы не смогут даже начаться.
Впрочем, самой серьезной проблемой современной Украины все же остается война на Донбассе. По словам эксперта, его не следует воспринимать как локальный вооруженный конфликт, и тем более – как внутреннее дело Украины. Донбасс идеально вписывается в цепь аналогичных событий, произошедших в Нагорном Карабахе, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье. Все это – пояс опасности, созданный Российской Федерацией на своих границах. Возможно, РФ таким образом хочет отделить себя от остального мира. Возможно, пытается доказать свою весомость, уточняет Антье Герберг.
Эффективно ли применение силы?
Казалось бы, самый простой способ решить проблему любого военного конфликта – применить силу. Например, добиться прекращения огня и разместить в зоне боевых действий крупный миротворческий контингент под эгидой ООН. Или разбомбить агрессора, как это было в Сербии. Ну что ж, возникло независимое государство Косово, но ведь войну-то удалось прекратить…
Как отмечает Антье Герберг, анализируя ситуацию, сложившуюся во время многочисленных вооруженных конфликтом последних десятилетий, она и ее коллеги делают один вывод: несмотря на всю схожесть этих локальных войн, между ними существуют серьезные различия. Невозможно подходить к решению шаблонно. Это очень рискованно.
По мнению Антье Герберг, применение силы – это самое крайнее средство в политике конца 20 - начала 21 века. Нужно предварительно исчерпать все остальные доступные средства умиротворения. Тем более, что конфликты, законченные под жестким принуждением, все равно не гаснут сразу.
Так, после введения миротворцев ООН в Косово прошло уже почти два десятилетия. Однако проблемы там еще остаются. И они настолько острые, что риск возникновения новой войны нельзя исключать.
Добиться стабильного перемирия в Северной Ирландии удалось еще раньше. Однако опасные обострения ситуации до сих пор создают новые угрозы. Конфликт действительно будет исчерпан, когда все общество достигнет согласия, оставит взаимные претензии и обиды в прошлом. Это касается как Ирландии, так и Донбасса.
Судьба России под вопросом.
Конечно же, в каждой войне есть «третья сторона», роль которой бывает определяющей. В случае с Донбассом, Абхазией, Приднестровьем и другими горячими точками – это Россия. Как поступить с агрессором, чтобы в будущем он не создавал проблем для мирового сообщества?
Антье Герберг скептически смотрит на перспективы Российской Федерации. По ее словам, другим государствам придется заставлять РФ придерживаться установленного в мире порядка. Для этого годятся разные средства, даже Минские договоренности, принятые, фактически, под давлением Кремля в период наибольшего обострения на Донбассе.
В конце концов самой России придется выбирать, становиться ли ей частью мирового сообщества, одним из гарантов безопасности в регионе или страной-изгоем, с которой никто не сотрудничает, а только применяют к ней все большие и большие санкции. К слову, Россия за свою историю уже не раз оказывалась в изоляции. И всегда дело заканчивалось очередным развалом государства, слабостью власти, бедностью населения. если Россиянам интересно попробовать еще раз оказаться в такой же ситуации, никто их от грядущих бед спасти не сможет.
Пока же речь идет о том, будут ли сохранены те относительно слабые санкции, которые Запад ввел против РФ за действия в Крыму и на Донбассе? Будут ли они продлены, усилены или наоборот – сняты? Это зависит как от поведения самой России, так и от желания влиять на нее Соединенных Штатов, Германии и других ведущих стран.
По словам Антье Герберг, не стоит рассчитывать также на то, что РФ остановит жесткое давление Запада. Она говорит о явной незрелости российского политического истеблишмента, который ведет себя как ребенок. В одной ситуации можно сказать, что не дашь ему сладкого, если не будет слушаться. В другой, если ему ничего не разрешаешь, он начинает делать все на зло, совершенно не задумываясь о последствиях. Так что и здесь мировому сообществу придется искать какое-то уникальное эффективное решение.