Заблокировав поставки угля из ОРДЛО, небольшая группа активистов вытащила на свет огромную всеукраинскую проблему – зависимость энергетики страны, а вместе с ней и экономики от сообщения с оккупированными территориями. Этот факт удивил многих. Ведь до сих пор в правительстве однозначно заявляли, что никаких дел с неподконтрольными территориями, кроме гуманитарной поддержки пострадавшего от террористов населения, не имеют. Издание UBR назвало вероятные последствия блокады.
Когда закончится уголь?
Первым ринулся в бой ни кто-нибудь, а сам министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик. В буквальном смысле он начал пугать население веерными отключениями и прочими апокалипсисами, связанными с отсутствием электроэнергии. Увы, без электричества современное общество жить не может. Но слова заявления Насалика были очень похожи на шантаж: либо дайте дорогу вагонам с углем, либо уже завтра возникнут такие проблемы, что никто не образуется.
Вероятно, расчет был на быстрое разблокирование. Однако его не произошло, и потому правительству пришлось несколько смягчить прогнозы апокалиптического развития событий. Приняв режим чрезвычайного положения в энергетике, министры сообщили, что веерные отключения вовсе не обязательно станут явью, а если и станут, то не по всей Украине. И вообще, правительство продемонстрировало намерение сделать все, чтобы электричество из сети не пропадало вовсе.
В то же время, отмечают эксперты, украинцы не могут воспринимать ситуацию с олимпийским спокойствием. Слишком уж вся эта история похожа на внутриполитический конфликт, целью которого может быть смещение правительства, а может и самого президента, а также – на очередной раунд перераспределения собственности и рынков. А раз так, ожидать следует чего угодно.
Украинцам к отключениям не привыкать.
Говоря о веерных отключениях, украинцы чаще всего вспоминают, в какой мрак погружались целые города в девяностых. Жители соседних стран, уже вошедших в Евросоюз, вообще не понимают, как такое возможно в наше время да еще и на Европейском континенте.
Но стоит также напомнить, что веерные отключения электроэнергии происходили и в 2014 году. Правда, страна пережила их без особой депрессии, так как дело обошлось «малой кровью». Но тогда была объективная причина – началась война. Сейчас же причина создана искусственно. И возникает впечатление, что кому-то очень хочется устроить украинцам «сладкую жизнь».
Чем же, на самом деле грозят веерные отключения, если таковые станут явью и не ограничатся отдельными случаями? Электроэнергия – это не только свет в наших домах, уточняют аналитики UBR. Хотя вред в этом секторе недооценивать нельзя.
При жестких графиках отключения жители регионов, попавших под веерную подачу электроэнергии, будут оставаться не только без света, но и без тепла. ТЕЦ не сумеют подать необходимое количество горячей воды в батареи, будут останавливаться котлы в частных домах и т. д. Гражданам придется меньше спать. Например, чтобы запустить стиральную машину, принять ванну, помыть посуду, нужно будет ждать ночи.
Отключения электроэнергии обычно приводят к массовому выходу из строя бытовой техники, а покупать по два-три раза в год новые холодильники и стиральные машины украинцы не могут. Дети вовремя не выучат уроки. Плюс проблема остановки лифтов, электротранспорта. В целом очень быстро в обществе возникнет атмосфера общей усталости и нервозности, что не очень хорошо для действующей власти.
Коммунальная сфера, очевидно, получит меньше денег. В частности, из-за того, что за холодные батареи можно вообще не платить. Но сэкономить на этом обычным гражданам вряд ли удастся. Скорее всего, через пару-тройку месяцев снова придется повышать тарифы.
Общее влияние на экономику также негативное. Офисы не работают при свечах, останавливаются цеха, требующие большого количества электроэнергии, транспорт невозможно заправить, как минимум, на половине АЗС, не имеющих автономных генераторов. Вероятно, будут сорваны контракты по экспорту самой электроэнергии, металла, дающего примерно пятую часть валютной выручки, а также многих других товаров. Как сообщает UBR, только за один день отключений электроэнергии в 2014 году 90 предприятий понесли убытки на 20 млн. гривен. Современному человеку надо бы привыкнуть к мысли, что электричество нам необходимо так же, как воздух, вода, солнечное тепло и прочие природные блага.
Учитывая все эти факторы, можно было бы предположить, что правительство до последнего будет избегать веерных отключений. Однако становится очевидным, что блокада поставок угля организована довольно влиятельными политическими силами. Иначе группку активистов-энтузиастов разогнали бы в два счета. А если проблема создана оппозицией, то власть может не только пытаться выстоять без поставок угля из ОРДЛО, но и наоборот – по своей инициативе усугубить ситуацию, а затем выйти пред народом и сказать: вот, мол, какие вражины и что наделали!
Чью же сторону принять обычному украинцу? Свою, конечно. Если сторонники или противники блокады (хотя бы кто-то один из них) говорили всю правду, можно было бы к ним присоединиться. Они же, к сожалению, продолжают манипулировать фактами, а потому прогнозировать их действия невозможно даже на ближайшую перспективу.