Основным внешнеполитическим событием для Украинского государства на нынешней неделе станет встреча глав внешнеполитических ведомств «нормандской четверки», которая пройдет на фоне последних заявлений президента Соединенных Штатов Дональда Трампа о том, что Крымский полуостров необходимо вернуть Украине. Издание «Сегодня» выясняло, что стоит за этими громкими словами из Америки.
«Президент Америки Дональд Трамп дал четко понять, что он ждет от Российской Федерации содействия в деэскалации ситуации на Украине и возвращения Крымского полуострова», – сенсационно выступил на днях спикер Белого дома Шон Спайсер. При этом он отметил, что действующий президент Америки занимает довольно «жесткую позицию в отношении Москвы», продолжая поднимать тему аннексии украинского полуострова.
Заявление представителя Белого дома вызвало в прессе эффект разорвавшейся бомбы, однако особо остро на его слова отреагировали депутаты Государственной думы и представители иных веток российского истеблишмента. Так, член российского Совета Федерации Виктор Озеров агрессивно заявил: пока Россия не требует у Америки назад Аляску, Америка не может требовать отдать Украине Крым. Но причем здесь Аляска, которую Россия сама продала, непонятно.
Политолог Вадим Карасев называет жест Белого дома дипломатическим маневром, который призван разрядить обстановку в американском обществе. Карасев связывает это заявление с отставкой экс-помощника Дональда Трампа по национальной безопасности Майкла Флинна. Как уже сообщалось, Флинн был уволен 13 февраля из-за того, что, еще не вступив в свою должность, он обсуждал государственные вопросы с послом России Сергеем Кисляком.
Кроме того, что такого рода обсуждение частным лицом запрещается законом Соединенных Штатов, Флинн скрыл детали своего разговора от президентской команды. «Судя по всему, заявление американского президента призвано уменьшить градус и разрядить обстановку. Оно призвано погасить подозрения Дональда Трампа в пророссийскости. Однако вряд ли президент Соединенных Штатов уже определился с главными приоритетами по украинскому вопросу», – полагает политолог.
Вчера американский лидер в своем твиттере написал: «Крым был забран в период президентства Барака Обамы. Был ли он слишком мягок с Россией?».
Чего ожидать от предстоящей встречи?
В контексте заявлений Дональда Трампа еще большую актуальность приобретают переговоры глав внешнеполитических ведомств «нормандской четверки» (Германия, Украина, Франция и Российская Федерация). Ранее предполагалось, что они состоятся на полях саммита «Большой двадцатки» в Бонне (ФРГ), однако вчера стало известно, что немецкий МИД предложил провести переговоры в Мюнхене. Там с 17 по 19 февраля будет проходить конференция по безопасности.
Народный депутат и глава парламентского комитета по иностранным делам Анна Гопко заявила, что для украинской стороны абсолютно неважно, где будет проходить встреча: «Гораздо важнее то, что именно будет обсуждаться на этой встрече, а также те результаты, которых достигнут министры. Особенно это относится к вопросам безопасности после эскалации ситуации в Авдеевке».
Представитель немецкого МИД Себастьян Фишер подтвердил, что первыми на повестке дня будут боевые действия в Авдеевке, а также отвод тяжелых вооружений на Донбассе. Кроме этого, традиционно будет обсуждаться исполнение Минских договоренностей.
Политолог Владимир Фесенко отметил важность самого факта переговоров, однако, по его мнению, ожидать какого-то прорывного результата не следует: «Во-первых, во Франции скоро пройдут президентские выборы, поэтому им сегодня не до нас. А во-вторых, в Германии появился новый министр иностранных дел Зигмар Габриэль, который только будет входить в курс дел».
С мнением, что предстоящая встреча будет всего только «сверкой часов и мнений», соглашается и Владимир Хандогий, президент Украинской ассоциации внешней политики. Еще одной причиной встречи эксперт называет выборы в ФРГ, которые пройдут осенью. «Однако, по моему мнению, «нормандский формат» уже устарел. Для того чтобы добиться результата, необходимо все время вырабатывать новые решения. Здесь может помочь расширение формата, включение в него, к примеру, Соединенных Штатов или Великобритании», – отмечает Владимир Хандогий. Критикует работу «нормандской четверки» и политолог Руслан Бортник. Он подчеркивает, что на протяжении последнего года она собирается будто бы по рефлексу, после нового обострения. «Это говорит об отсутствии перспектив реализации Минских договоренностей в нынешнем формате», – полагает эксперт. Вместе с тем, отмечает он, заявления Дональда Трампа, возможно, придадут этой встрече динамику.
В то же время недавно в СБ ООН приняли разработанную украинской стороной резолюцию по защите критических инфраструктур от терроризма. Глава украинского внешнеполитического ведомства Павел Климкин подчеркнул, что на основе данного документа государства будут вырабатывать свои стратегии по предупреждению тератак. Отметим, Украина в текущем месяце возглавляет Совет Безопасности ООН. Украинская делегация, в частности, поднимает темы защиты инфраструктуры и безопасности в Европе.