18-20 февраля исполняется 3 года с момента поистине трагических событий Евромайдана. Тогда за эти дни погибло больше сотни протестующих, а также более десятка силовиков. Но виновные не названы, даже несмотря на заявления прокурора, пишет «Апостроф».
Что не так с расследованием?
Адвокаты говорят о вполне осознанном затягивании дела, и среди главных причин называют не только большие объемы и производство, но и явное нежелание правоохранителей и высшего руководства страны довести данное дело до конца. Адвокат родных Небесной сотни В. Титыч отмечает, что есть много объективных и субъективных факторов, влияющих на расследование. "Следствие на должном уровне не обеспечено, ни материальными, ни человеческими, ни теми же техническими ресурсами. К объективным причинам отнести можно и некачественное расследование из-за низкой квалификации самих следователей”,— подчеркнул юрист.
Также он указал на противодействие со стороны правоохранителей и бывшей власти. “У них есть в руках все карты, судебная система, отечественные правоохранительные структуры ими создавались и ими были полностью взяты под контроль. А еще зачастую судьи это именно те самые подозреваемые, иногда обвиняемые в различных криминальных производствах, напрямую связанные с противодействием протестам, и они рассматривают данное дело”,— добавляет Титыч.
Нардеп и активист Евромайдана И. Луценко также уверен, что причинами подобного медленного расследования являются отсутствие должной политической воли у наивысшего руководства, препятствование со стороны главы МВД и непрофессионализм следователей.
“Нет полноценной политической воли, ведь очевидно, что с Опоблоком идет некое сотрудничество, и не с руки из них кого-то привлечь к ответственности. Ибо прецедент ранее награбленного имущества слишком опасен и для Порошенко. Ну, и в целом по Майдану просто украинский президент не спрашивал жестко ни с того же Махницкого, ни с Шокина окончательные результаты расследования. Что до Авакова, то ясно, что ему нужна ручная полиция и за счет этого он покрывает многих полицейских”,— уверен Луценко, пишет издание «Биржевой лидер».
Также нардеп считает, что генпрокурор это дело превратил в политическое. "В отличие от предыдущих прокуроров, Луценко это самое дело сделал явно политическим, то есть в том, что он желает показать обществу итоги расследования дел по Майдану, у меня нет никаких сомнений, что он прилагает усилия, но вот другой вопрос: добьется ли он реально чего-то?" — рассказал Луценко.
О явном непрофессионализме следователей, как одной из главных причин поистине медленного расследования дела заявляет и политический эксперт Т. Чорновил.
"Главный фактор затягивания - в следственной опергруппе, которая занимается данным вопросом и в слишком медленных действиях г-на Горбатюка. Ему создали отличный имидж, его громко хвалят антикоррупционеры, его все воспринимают хорошо, я вообще не сомневаюсь, что он честный, но он имеет некоторые особенности. Первое, он реально боится идти с этим делом в суд, он испытывает большие проблемы с этим, и потому им лично руководит логика по затягиванию процесса. Почему адвокаты родных Небесной сотни ни разу критически не выступили в отношении него? Больше того, поднялось множество шума, когда Луценко ему решил сделать выговор за медленное рассмотрение этого дела и нежелание привлекать настоящих виновных к процедуре именно заочного осуждения"- говорит Чорновил.
По его мнению, проблема существует еще и в следственной группе, которую освободили много уже от чего: на ней недавно висели дела по преступлениям членов команды Януковича, но у них все отняли, кроме преступлений против Евромайдана. Оставили большую половину той же следственной группы но и она данное дело расследовать не может. Эксперт считает, что это какая-то поистине уникальная беспомощность, и именно из-за самой позиции адвокатов Небесной сотни, сейчас кардинально поменять следственно-оперативную группу, официально передать дело для другой группе лиц просто невозможно. Ситуация с расследованием оказалась заложником общественного мнения, что взялось отбеливать тех следователей, которые свою работу определенно не выполняют.
Важно отметить, что прогресса нет в расследовании не только лишь в отношении массового расстрела многочисленных протестующих во время пресловутых событий на Майдане, но и в отношении первых известных жертв Майдана — С. Нигояна, Р. Сеника и М. Жизневского, которых жестоко убили еще 22 января 2014 года.
"Никакого вообще движения нет в этом уголовном производстве. Там реально можно установить что-то исключительно с помощью показаний именно тех лиц, которые совершали данное преступление, были к нему прямо причастны, но очевидно, что таких вещей ожидать невозможно. В данном деле много проблем, к примеру, оружие невозможно идентифицировать. По Нигояну - это настоящий картечь, а по Жизневскому это "Форт" — убили патронами для остановки автотранспортных средств. Да, официально такой патрон нигде не продавался, он был лишь на вооружении МВД, но этого совсем недостаточно для уголовного обвинения конкретно взятого лица", — пояснил В. Титыч.