Блокада поставок из неподконтрольных территорий может обернуться проблемами, о которых до сих пор мало задумывались, сообщает «Радио Свобода». Пока в правительстве Украины думают, выдержит ли энергетика страны без угля из ОРДЛО, и вводят режим чрезвычайной ситуации, жители целых городов на Донбассе с неприкрытым страхом ожидают завтрашнего дня. Вполне вероятно, что они останутся без работы, а их семьи – без куска хлеба.
Блокада возможна сразу с обеих сторон.
Многие украинские политики задают вопрос: чум думали представители власти, когда полагались на поставки угля из неподконтрольных территорий. Та блокада, что организована группой активистов, может окончиться в любую минуту. По крайней мере, с ними можно договориться, пойти на уступки и т.д. Но что будет, если поставки вдруг прекратят с той стороны.
По мнению экспертов, лояльное отношение террористов к работающим на их территории украинским предприятием вполне можно объяснить чувством самосохранения. Во-первых, им также не нужны толпы голодных жителей, для которых нет и, похоже, не будет другой работы. Как бы не пугали этим некоторые горячие головы, нанять всех за деньги в вооруженные формирования никто не сможет. Рабочих там слишком много. Во-вторых, в ЛНР-ДНР ничего не делают без указки Кремля, а по поводу принадлежащих Украине производств там, похоже, до сих пор молчали.
Впрочем, так было только до последнего времени. Очевидно, поняв, что дороги заблокированы всерьез, с той стороны решили сыграть свою игру. Украинские предприятия поставили перед выбором: либо перерегистрироваться на территории сепаратистских республик, либо их просто национализируют. Вдобавок, от заводов и шахт требуют разорвать отношения с Украиной.
Даже если часть этих угроз станут явью, заводы в ОРДЛО работать не смогут. По украинскому законодательству ни один субъект не имеет права сотрудничать с террористами, лицами и компаниями, их поддерживающими. Продукция из Донбасса пока еще нужна в Украине и больше нигде.
О каких заводах идет речь?
В большинстве случаев предприятия принадлежат Ринату Ахметову или связанным с ним лицам. Но они – градообразующие, дающие работу множеству людей и расположенные по обе стороны от линии разграничения.
Как сообщает «Радио Свобода», пока еще работают печи Мариупольского меткомбината. Однако без поставок коксирующегося угля они скоро погаснут. Алчевский металлургический комбинат и расположенный рядом коксохимический завод также тесно связаны как с той, так и с этой стороной.
Под угрозой оказалась судьба «Свердловскантрацита» и многие другие предприятия. По словам экспертов, заводы и шахты, оказавшиеся на оккупированной территории, и сейчас не в лучшем состоянии, так как нормально вести бизнес они уже не могут. Кроме прочих рисков, они вынуждены терпеть двойное налогообложение – в Украине и у сепаратистов. Никто ведь, на самом деле, не поверит, что террористы позволяют им работать бесплатно.
Наконец, не будем забывать об украинских теплоэлектростанциях, которые все еще зависят от поставок антрацита.
Кто пострадает больше?
Сегодня все готовятся к худшему. В общем-то, на войне иначе и нельзя. Но всем также хотелось бы знать, какие последствия ждут представителей той и этой стороны, если события будут развиваться по самому плохому сценарию.
Жители большей части территории Украины рискуют вспомнить, что такое веерные отключения электроэнергии. Впрочем, такая перспектива вовсе не приговор, да и коснется она, скорее всего, отнюдь не всей страны.
Хуже жителям востока, особенно тем, кто непосредственно трудится на всех этих предприятиях. Остановка крупных градообразующий предприятий грозит, к тому же, серьезными проблемами в коммунальной сфере.
Естественно, пострадает бизнес Рината Ахметова и его партнеров. А чиновникам и политикам, на чьи плечи ляжет ответственность за сложившуюся ситуацию, вероятно, придется закончить свою успешную карьеру.
Как ни странно, но украинский бюджет сможет без особого труда пережить потери, связанные с прекращением работы заводов на оккупированной территории. В 2016 году, по данным статистики, они перечислили в госказну менее 32 млрд. грн, то есть около 1,2 млрд. долларов. Цифра кажется большой, но в масштабах всей страны она не играет никакого решающего значения.
Однако совсем иначе выглядят перспективы «с той стороны». Самопровозглашенные республики в буквальном смысле остаются без денег. Конечно, они могут рассчитывать еще и на помощь России. Та дала бы с радостью, если бы у нее были средства. Но похоже, что содержать оккупированные территории Донецкой и Луганской областей в Кремле не планировали с самого начала. Потому-то там и закрывали глаза на работающие украинские предприятия, которые позволяли достичь хоть какой-то видимости самоокупаемости ДНР-ЛНР.
Из-за нехватки денег уже перестала получать дотации Беларусь, что привело к проблемам в отношениях с РФ, напоминают эксперты. Захваченная часть Донбасса плюс Крым – это почти такое же количество населения, как в Беларуси. Всех посадить на шею российскому бюджету, в котором появляется все больше дыр, никак не получится. Остается только гадать, сколько продержатся сепаратисты с «национализированными» заводами и шахтами.