По словам нардепа ВРУ, сопредседателя "Оппозиционного блока" Бориса Колесникова, для того, чтобы украинская энергетика стала действительно эффективной, в нее следует вложить 60 миллиардов долларов. Более детально мнение Колесникова о том, сколько нужно вложить в национальную энергетику, чтобы она стала эффективной, изучали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
Борис Колесников в интервью изданию "Сегодня" объяснил, что о коррупционности формулы цены на уголь "Роттердам+" кричат сами коррупционеры. Речь ведь идет о биржевом показателе плюс доставка с украинских предприятий. Все энергетические ресурсы сегодня торгуются на биржах, и это не нравится тем, кто, сидя в кабинетах, привык зарабатывать, определяя цены закупки.
Колесников подчеркнул, что в Украине ни одна из частных угледобывающих шахт никогда не получала даже 1 гривны государственных дотаций. Минэнерго выделяло своим филиалам средства, две трети из которых разворовывались еще в Киеве, и данный процесс назывался "датированием государственных шахт". При этом на частных шахтах, благодаря проведенной там модернизации, в несколько раз выше, чем на государственных угледобывающих предприятиях.
Для того чтобы стоимость угля было более низкой, нужна высокая эффективность при его добыче, а для ее повышения, в свою очередь, нужно проводить модернизацию предприятий. Народный депутат подсчитал, что для того, чтобы украинская энергетика стала эффективной, в нее следует вложить 60 миллиардов долларов. Ведь стоимость одного энергоблока для ТЭЦ составляет 450 миллионов долларов. Год назад стоимость нефти составляла 27 долларов, а стоимость угля – 40 долларов. Вопрос в том, выдержат ли отечественные государственные шахты такую цену?
Впрочем, главное здесь даже не это. Украина наконец-то пришла к полностью объективной биржевой цене на уголь. Эта цена сейчас не зависит от прихотей кого-то из чиновников. Однако завтра биржевая цена вполне может упасть, тогда как формула уже принята и действует. И с этим тоже придется мириться. В такой ситуации все риски ложатся на производителей, взявших на себя соответствующие обязательства.
Украинский уголь сегодня является одним из самых дорогих – Колесников.
Говоря о том, почему уголь, добытый на украинских шахтах, следует покупать по цене Роттердама, Колесников напомнил, что хлеб в стране покупается по цене Чикагской биржи. По его словам, биржевая цена считается справедливой – такой точки зрения придерживаются во всем мире. Помимо этого, для того чтобы уложиться в формулу "себестоимость плюс рентабельность", необходимо заниматься модернизацией.
Ни при каких обстоятельствах уголь не может быть дешевым. Например, на государственных шахтах Украины его себестоимость составляет 5 тысяч гривен. Непонятно, почему многие считают украинский уголь дешевым, если на отечественных шахтах работы ведутся на глубине до 1 километра, тогда как во многих странах его добывают открытым способом. Значит, себестоимость украинского угля не может быть низкой.
Биржа как раз и является показателем объективности. Если есть желание быть конкурентоспособным, значит, нужно модернизировать производство, и подводить себестоимость продукции к биржевой цене. В Украине же для подавляющего большинства государственных шахт и 10 плюсов в формуле "Роттердам+" не хватит для того, чтобы покрыть их нынешние затраты. В настоящее время украинский уголь является одним из самых дорогих. В частности, при биржевой цене в Роттердаме в районе 84 долларов, стоимость угля, добываемого в Украине государственными шахтами, достигает 150 долларов.
Объяснил Колесников также и то, почему за 3 года войны с Россией Украина так и не перевела свои ТЭЦ с антрацитного угля на газовый (марка "Г"). По его словам, в таком случае возник бы уже дефицит газового угля. При этом народный депутат напомнил, что антрацит является самым калорийным углем. Украине просто нечем заменить 9,2 миллиона тонн антрацитов. Если их заменить газовой группой, то в таком случае возникнет нехватка угля марки "Г".
Вместе с тем Колесников подчеркнул, что сегодня все страны заботятся об энергетической безопасности. Покупка угля у отечественных угледобывающих предприятий, пускай даже находящихся не подконтрольной украинской власти территории – это все равно вклад в национальную экономику. Там ведь тоже живут украинские граждане, и государство должно обеспечивать их работой. Добывая уголь у себя в стране, не важно где – в восточной или в западной ее части, – мы тем самым укрепляем отечественную экономику, экономим валюту и стабилизируем валютные ресурсы. Не стоит также забывать, что на экспорте электроэнергии можно еще и зарабатывать.
Между тем покупка энергетических носителей в других странах полностью убивает стабильность национальной валюты. По словам народного избранника, у Украины и так нет ВВП, поскольку сегодняшний показатель в 80 миллиардов долларов – это посмешище. Показатель номинального ВВП на душу населения составляет в настоящее время менее 2 тысяч долларов – это меньше, чем в самых бедных странах мира. В последнем квартале прошлого года экономика выросла на 4,7 процента, тогда как по итогам года рост ВВП составил 2 процента. Однако перед этим было падение на 250 процентов. На уровень 2013 года можно выйти только лишь к 2030 году при условии, что национальная экономика будет расти на 10 процентов в год. Поэтому 2-процентный рост – это явно не выход из ситуации.
Автор: Алексей Иванов