В начале февраля президент Порошенко заявил о намерении провести референдум относительно членства Украины в НАТО. Евгений Ярошенко убежден, что на данном этапе вступление Украины в Североатлантический альянс от украинских граждан не зависит, сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Апостроф».
В своей публикации эксперт Международного центра перспективных исследований Евгений Ярошенко пишет, что после заявления президента Порошенко в Украине активизировалась дискуссия. Украинцы спорят о реалистичности вступления страны в военно-политический блок и целесообразности использования внешнеполитической тематики для внутриполитических целей. Глава государства обещал в случае поддержки соответствующего решения украинцами на референдуме сделать все возможное для вступления страны в НАТО.
Отношения Украины с Североатлантическим альянсом всегда выступали важным вектором внешней политики, за минувшие 14 лет Киев неоднократно менял свою позицию по вопросу интеграции. Последние на данный момент изменения произошли после Революции достоинства и начала реализации российской агрессии на Донбассе. В то время официальный Киев объявил об отказе от политики внеблоковости и возвращении к курсу евроатлантической интеграции. С оглядкой на стремительный рост популярности этой инициативы среди населения за последние 2,5 года украинское руководство неоднократно заявляло о необходимости вступления в НАТО.
Согласно опросам Фонда «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива и исследованиям Центра Разумкова, количество сторонников вступления в НАТО в украинском обществе увеличивается. В апреле 2012 года идею интеграции поддерживали 13 процентов украинцев, к декабрю 2016 года количество сторонников вступления увеличилось до 44,1 процента. Одновременно с 42,1 до 26,4 процента снизилась доля респондентов, убежденных в необходимости сохранения внеблокового статуса.
В референдуме относительно вступления Украины в НАТО намерены принять участие 62,2 процента украинцев, из них 71,5 процента граждан поддерживают интеграцию страны в военно-политический блок. Исследования социологов также показывают наличие разницы в отношении граждан к интеграции в зависимости от региона проживания. Эксперт Ярошенко полагает, что есть сомнения в возможности украинского общества осознать нереалистичность вступления государства в НАТО в нынешних условиях.
Высокий уровень поддержки вступления в НАТО среди украинских граждан свидетельствует о том, что общество желает скорейшего прекращения боевых действий на Донбассе и воспринимает Альянс как инструмент восстановления мира в Украине. В реальности страны НАТО вряд ли пожелают в ближайшее время вступать в конфликт с Россией из-за Украины.
Международные обстоятельства мешают интеграции.
С высокой долей вероятности можно сказать, что украинцы на референдуме поддержат перспективу вступления в НАТО. Однако проведение всеукраинского опроса никоим образом не приблизит страну к вступлению в Североатлантический альянс. Международные обстоятельства, которые мало зависят от решения украинского народа или власти, на данном этапе указывают на невозможность присоединение Украины к НАТО в ближайшем будущем:
- отсутствие среди государств-членов НАТО единства вокруг присоединения Украины. Статья 10 Североатлантического договора гласит, что все государства-члены НАТО могут по единодушному согласию пригласить любое европейское государство присоединиться к организации, если указанная страна способна выполнять положения договора и вносить свой вклад в евроатлантическую безопасность.
Несогласие одной из 28 стран, входящих в НАТО, является достаточным препятствием для присоединения Украины к военно-политическому блоку. Известно, что на саммите в Бухаресте в 2008 году предоставление Украине и Грузии Плана действий относительно членства в НАТО (ПДЧ) заблокировали Франция и Германия. В настоящее время существует намного больше государств-членов НАТО, которые не желают вступления Украины в Альянс из-за стремления сохранить хорошие отношения с Россией;
- несоответствие Украины ряду критериев, необходимых для членства в НАТО. На сектор безопасности Украина тратит 5 процентов ВВП и постепенно переходит на военные стандарты НАТО, но государство пока не достигло некоторых важных показателей, указанных в ПДЧ. Из-за российской аннексии Крыма и вооруженного конфликта на Донбассе Украина не в состоянии мирными способами разрешать международные и территориальные споры, а также «претензии относительно невоссоединенных земель»;
- высокий уровень недоверия внутри НАТО между европейскими государствами и США. С приходом к власти в США Дональда Трампа Вашингтон начал жестко требовать от европейских союзников внесения больших вкладов в евроатлантическую безопасность. Сейчас 26 европейских государств, входящих в состав НАТО, суммарно покрывают 34 процента затрат, связанных с базированием войск США в Европе. Кроме того только 5 из 28 стран (США, Великобритания, Греция, Эстония и Польша) придерживаются рекомендации относительно уровня расходов на оборону в размере не менее 2 процентов ВВП.
В то же время, некоторые страны на Восточном фланге НАТО (балтийские государства, Польша и Румыния) испытывать неуверенность в возможности своих союзников прийти на помощь в случае российского вторжения. Очевидными являются концептуальные противоречия внутри Североатлантического альянса, которые делают вопрос присоединения Украины в ближайшее время неактуальным.
Евгений Ярошенко убежден, что с учетом невозможности вступления в НАТО в краткосрочной перспективе, Украине следует воспользоваться шведской моделью политики безопасности. Сутью этой модели является тесное евроатлантическое сотрудничество и достижение военных стандартов НАТО без формального членства в блоке. Также Киеву следует выступить инициатором создания новой архитектуры европейской безопасности, которая сведет к минимуму вероятность российской агрессии против Украины.