На конец февраля 2017 года доходы Пенсионного фонда выросли по сравнению с аналогичным периодом минувшего года на 43 процента благодаря повышению минимальной зарплаты. При сохранении этой тенденции у правительства появится ресурс для повышения пенсий украинцам. Об этом, как сообщает пресс-служба правительства, заявил вице-премьер-министр Павел Розенко на заседании межведомственной группы по вопросам обеспечения выплаты повышенной минимальной зарплаты.
Согласно данным Розенко, наряду с доходами ПФ увеличились налоговые отчисления в государственный бюджет на 50 процентов, а в местные бюджеты – на 70 процентов.
«Если такие темпы будут сохраняться, если экономика и бизнес будут нам демонстрировать такие результаты, в первую очередь по детенизации, то мы сможем говорить о введении дополнительных программ соцзащиты. Дополнительный ресурс необходимо будет направить на усиление соцзащиты пенсионеров», - отметил Розенко.
В этой связи вице-премьер поручил Минсоцполитики и ПФ в кратчайшие сроки проработать механизм справедливого увеличения пенсий, а также определить объем средств, который необходим для достижения поставленных целей.
Ранее Розенко заявлял, что в апреле или мае порядка пяти миллионам пенсионеров будут увеличены пенсии благодаря повышению минимальной зарплаты. Плановое повышение пенсий составит порядка десяти процентов.
Чего ожидать дальше?
Вопрос пенсионной реформы в украинском обществе обсуждается уже не один месяц. Кто-то с ужасом ожидает повышения пенсионного возраста, кто-то – рабочего стажа. Однако, главное в том, что до сих пор никто не видел текста меморандума с Международным валютным фондом, в котором, как говорят, и выписаны все эти «ужасы». Вместе с тем вице-премьер-министр Розенко на минувшей неделе заверил украинцев, что как только правительство будет иметь окончательный вариант пенсионной реформы, то его обязательно представят на обсуждение общественности. О том, когда это произойдет, а также что будет предусматривать упомянутая реформа издание «Апостроф» спросило непосредственно у вице-премьера.
Розенко отметил, что главная задача государства заключается в том, чтобы подойти к пенсионной реформе основательно. «Я, к примеру, сторонник широкоформатной пенсионной реформы, а не корректировки каких-нибудь мелких параметров или сведения этой реформы к дискуссии вокруг того, надо ли увеличивать пенсионный возраст или стаж. Ведь примеры неудачной пенсионной реформы уже имели место в 2011 году. Тогда, как известно, практически все изменения касались только солидарной части. Как раз это очень серьезно откинуло нашу страну назад в вопросе проведения пенсионной реформы в принципе. Недореформа Азарова-Януковича дискредитировала само понятие пенсионной реформы, сейчас это мешает нам вести серьезный диалог с общественностью. Даже в кругу специалистов и экспертов сложно добиться общего понимания. Ведь многие из них воспринимают реформу исключительно в разрезе обсуждений пенсионного возраста. Поэтому, пока еще рано говорить о том, какой будет пенсионная реформа», - сказал Розенко.
Вместе с тем он подчеркнул, что наработки уже делаются. «Даже внутри правительства имеют место серьезные дискуссии. Да, есть консенсус в вопросе недопустимости увеличения пенсионного возраста. Хотя, безусловно, Международный валютный фонд выставляет это как стандартное условие для проведения пенсионной реформы в любом государстве. Однако мы, базируясь как раз на провале реформы 2011 года, доказываем, что без иных изменений увеличение рабочего стажа и пенсионного возраста в принципе ничего не даст.
В связи с этим я могу только сказать, что никогда не поддержу пенсионную реформу, если она не будет предусматривать внедрение накопительного уровня пенсионной системы и негосударственного пенсионного страхования. Без предоставления такого рода возможностей людям, ограничивая их лишь участием в солидарной части, мы не сможем сдвинуть ситуацию с места», - полагает вице-премьер-министр.
Он пояснил: суть трехуровневой системы состоит в том, чтобы пенсия платилась не из одного источника, а из трех. «Разбивка выплаты примерно могла бы выглядеть следующим образом: 60 процентов пенсии - из солидарной системы, 30 процентов - по накопительной системе, 10 процентов - выплаты из НПФ. Сейчас же проблема в том, что, по сути, не применив второй и третий уровни, украинцам выплачивают только 60 процентов их пенсии», - отметил Розенко.
«Ни в одном государстве мира вы не найдете примера успешности одной только солидарной пенсионной системы. Она может гарантировать людям лишь невысокий уровень соцобеспечения. Поэтому, опять повторюсь, реформа одной только солидарной системы – путь в никуда», - добавил он. При этом Розенко не захотел комментировать текст меморандума с МВФ. «На сегодня нет подписанного и даже согласованного меморандума с Фондом, а все тексты, появляющиеся в СМИ, часто или не соответствуют действительности, или быстро теряют свою актуальность. Поэтому что-то комментировать, не имея в руках документа, сложно», - подчеркнул Розенко.
На вопрос о том, есть ли уже результаты от повышения минимальной зарплаты, он отметил, что «первые сигналы позитивности этого решения уже есть».