Несмотря на события последних 3 лет, очень многие украинцы по-прежнему с симпатией относятся к России. Об этом феномене интернет-изданию «Апостроф» рассказал генеральный директор Киевского международного института социологии (КМИС) Владимир Паниотто.
Согласно последнему социологическому опросу, проведенному сотрудниками КМИС в феврале нынешнего года, негативно к России относится 47 процентов украинцев, в то время как позитивно – 40 процентов. Конечно, по сравнению с 90 процентами «любви» украинцев к России, которые стабильно фиксировались до 2014 года, это значительное падение. Однако почему у почти половины граждан Украины даже после Крыма и Донбасса сохраняются теплые чувства к северо-восточной соседке?
Паниотто признается: «Для нас такая безответная любовь населения Украины к населению России тоже является загадкой». А вот отношение россиян к Украине, как свидетельствуют опросы партнера КМИС «Левада-центра», за последнее десятилетие сильно колебались, опускаясь порой до 30-процентной отметки позитива.
Примечательно, что до 2014 года Владимир Путин «был более популярен, чем все украинские политики, кроме может Виктора Ющенка начала 2005 года», отметил социолог. После аннексии Крыма и вторжения российской армии в Донбасс произошел обвал уровня симпатий украинцев к России и ее президенту. Однако последние пару лет северо-восточной соседке симпатизируют стабильно около 40 процентов населения Украины.
Раскладка по регионам Украины остается неизменной фактически с момента обретения независимости: больше всего любят Россию на востоке и юге страны, меньше – в центре, хуже всего – на западе. Стоит отметить, что юг Украины в последние годы в своем отношении к России все больше приближается к центральным регионам страны. На оккупированных территориях Донбасса, естественно, такие исследования не проводились, но эмпирически несложно прийти к выводу, что там самый большой процент поклонников России.
Паниотто отметил роль массмедиа в формировании общественного мнения. В России уход Украины с московской орбиты восприняли как предательство, поэтому СМИ заполнились материалами великодержавной, шовинистической, украинофобной ориентации. «Из-за того, что нет разнообразия в СМИ, российское общественное мнение получается достаточно сильно регулируемым. Оно фактически управляется из одного источника, поэтому в зависимости от того, какие события происходят, его эффективно меняют», – подчеркнул социолог.
В Украине же ситуация иная. В средствах массовой информации выражаются разные точки зрения, вплоть до полярных. Классический пример – война России против Грузии в августе 2008 года. Украинцы тогда сильно поддерживали грузин, поэтому не удивительно, что доверие россиян к Украине обвалилось до 30 процентов. А в Украине в те дни положительное отношение к России как было на уровне 90 процентов, таким и осталось – потому что мнения общества и политиков (и, соответственно, тон в СМИ) разделились: одни поддерживали Тбилиси, другие называли грузин провокаторами. «И поскольку мнения в СМИ были разные, то и люди свое не меняли», – отметил Владимир Паниотто.