После двух неудачных попыток вернуть Украину под контроль России Путин предпринимает новую попытку, отправляясь в третий крестовый поход против «братского народа», отметил российский политолог и публицист Андрей Пионтковский в материале, опубликованном в интернет-издании Новое Время.
Кто виноват?
Кремль пошел ва-банк: признал паспорта непризнанных Россией сепаратистских республик ДНР и ЛНР, дал добро на официальное использование рубля в качестве валюты на оккупированных землях Донбасса, начал выстраивать торгово-экономические отношения с самопровозглашенными квазигосударствами. И теперь даже слепому видно, «кому принадлежала инициатива срыва Минских соглашений». Трезвые политики с самого начала понимали, что Москва не будет выполнять Минские соглашения, не намерена выводить свои войска с востока Украины и отдавать контроль над украинско-российской границей Киеву.
Украинские власти не поддавались на провокационные действия и заявления Москвы и не собирались легитимизировать бандитские территории в составе своего государства. Киев проявил показательную выдержку, чтобы Германия и Франция – главные миротворцы конфликта в Донбассе – оставались союзниками Украины, воочию убедившись в коварстве российской политики. «И то, что Россия первой пошла на такой резкий отказ от буквы и духа Минских соглашений, это позитивно с точки зрения того, как это воспримут Германия и Франция. И это именно то, что нужно Украине», – подчеркнул Пионтковский.
Официальная блокада ОРДЛО – правильный шаг.
Российский политолог считает объявление Киевом полной транспортной блокады ДНР-ЛНР правильным шагом. Это «демонстрация того, что игра в Минские соглашения закончена, что Россия не планировала их выполнять и теперь нарушает», – подчеркнул российский политолог. Киев продемонстрировал, что реалистически воспринимает ситуацию на востоке страны. И теперь у украинской власти есть все основания считать ОРДЛО временно оккупированной территорией, как и Крым.
Первый крестовый поход Путина на Украину имел целью создание Новороссии. Но он провалился – и с военной, и с политической точки зрения. Оказалось, что русскоговорящее население Украины совсем не в восторге от «русского мира», а украинская армия взрослела на глазах. Тогда термин «Новороссия» исчез из лексикона самого Путина и российской пропагандисткой машины, потому что Кремль объявил второй крестовый поход против «братского народа» – любыми способами впихнуть сепаратистские республики в состав Украины. Но успехи, достигнутые Путиным во время второго похода, оказались локальными: да, Германия и Франция поддались на сладкоречивую риторику Москвы и заколебались – а может, Украине действительно нужна федерализация? А может, можно провести выборы до того, как оккупант выведет свои войска с захваченных территорий? А может, сначала выполнить политический пакет Минских соглашений (изменение украинского законодательства, всеобщая амнистия и пр.), а уже потом военный блок, включая вопросы безопасности? Но в Берлине и Париже все же нашлись трезвомыслящие советники, которые объяснили Меркель и Олланду пагубность таких решений.
Третий крестовый поход.
Шаги, которые Москва сделала за последние дни и недели, четко показывают, в каком направлении будет теперь строиться политика Кремля в отношении Украины: всяческие фальшивые разговоры о восстановлении территориальной целостности Украины отброшены, все силы брошены на повышение субъектности ДНР-ЛНР. Маски сброшены – Путин все откровеннее показывает агрессивную природу своей внешней политики, подчеркнул Пионтковский.
Политолог считает, что руководство самопровозглашенных республик будет заменено – «неслучайно сейчас реанимируются политические трупы Януковича и Азарова». Возвращение «блудных гарантов» даст повод Кремлю утверждать, что именно в Донецке и Луганске находится легитимная украинская власть, «а все, что находится вне этих территорий – это вот такие мятежные территории под контролем путчистов, пришедшие к власти в результате военного переворота».
Пионтковский не исключает, что новое руководство сепаратистских республик официально обратится к Москве за помощью, которую оно, безусловно, получит – и финансовую, и военную. Недаром Москва сейчас упорно твердит, что никакого письма Януковича в 2014 году с просьбой ввести российские войска в Украину не было: «Это делается для того, чтобы с таким письмом обратились власти этого нового субъекта». Кстати, отметил политолог, как-то уж очень вовремя умер российский постпред Чуркин, который как раз и зачитывал в феврале 2014 года это письмо Януковича на заседании Совета Безопасности ООН.
Для России ДНР-ЛНР – огромная финансово-экономическая нагрузка, особенно учитывая стагнирующую экономику РФ. Но экономическая удавка обязательно будет подкреплена политической реакцией Запада, который не сможет закрывать глаза на откровенную агрессию России. «Это – цена, которую Путин будет платить за свою авантюру. Он же не хочет от нее отказаться, уйти с Донбасса в период начавшейся президентской кампании, это для него немыслимо», – подытожил Пионтковский, ведь «успехи» в Донбассе – единственный его козырь, который он может предъявить своим избирателям на фоне непрекращающегося снижения уровня жизни россиян и международной изоляции России.