Наконец-то в мире стал увеличиваться спрос на сталь, сообщает издание UBR. В начале года украинские металлурги с большим оптимизмом смотрели в будущее, так как уже видели улучшение состояния своей отрасли. Но произошедшие позже события показали, что их радость была преждевременной.
Провал вместо роста.
В самом начале 2017 года у металлургов Украины действительно были все основания для того, чтобы с оптимизмом смотреть в самое ближайшее будущее. Статистика отмечала рост производства на 8,7%. А экспортный поток увеличился на 17%. Поскольку внутренний спрос вечнокризисной украинской экономики не так уж велик, можно было предполагать, что со складов очень быстро уедет все готовая продукция. То есть, придется производить все больше и больше.
По словам экспертов, дела в металлургической отрасли складывались очень хорошо. И было бы еще лучше, если бы не блокада ОРДЛО, организованная сначала активистами и поддержанная затем Президентом Украины Петром Порошенко. Теперь, говорят специалисты, все ожидают не новых успехов, а новых провалов. Причем, проблемы отрасли, несомненно, скажутся негативно и на динамике валового внутреннего продукта страны. Напомним, что сталелитейная промышленность наряду с сельским хозяйством остается в Украине одним из главных локомотивов экономики.
Что дальше? По мнению аналитиков, если проблему не удастся решить в кратчайшие сроки, то следует ожидать и падения курса гривны. Стабильность национальной валюты зависит от состояния платежного баланса. А это – баланс внешней торговли, приток средств от внешних кредиторов и сальдо между инвестициями из вне и вывозом капитала за границу. Сегодня мы видим, что с очередным траншем МВФ возникли проблемы, капитал из Украины вывозится, но зарубежные инвесторы идут крайне неохотно. Остается надеяться на экспорт, одной из важнейших составных частей которого является продажа металла и металлопродукции. Но как на него надеяться, если у металлургов происходят вот такие события?
По предварительным оценкам, потеря экспорта из-за проблем металлургии может уже до конца 2017 года составить 2,5 или 3 млрд. долларов. Как отмечают аналитики, в этой цифре еще не учтены внутренние убытки предприятий, которые вынуждены смириться с простоями, так как являются частью длинных технологических и бизнес-цепочек.
В любом случае, говорят специалисты, какие-либо конкретные оценки объективно можно будет дать только тогда, когда будут подведены итоги первого полугодия. До того времени придется еще около четырех месяцев гадать на кофейной гуще. И мы, наверняка, услышим самые разнообразные мнения. В данный момент прогнозируют падение объемов производства процентов на 20-25, если ситуация останется неизменной. При этом ВВП страны может снизиться на 5-6%. Но ведь власть-то может что-нибудь сделать для недопущения такого сценария?
Правительство металлургов не бросит.
Для того, чтобы сделать такой вывод, существует немало предпосылок. Во-первых, власти нужен экономических успех. Кризис и социальные проблемы в Украине уже становятся реальной угрозой не только для Рады, но и для самого президента страны. Терпеть лишения всем надоело, а чтобы улучшить жизнь простых украинцев, необходимы успехи в экономике.
Во-вторых, металлургия давно монополизирована олигархатом. Причем, здесь работают самые старые украинские капиталы, которые вряд ли позволят наплевать себе в кашу. Кризис они умеют удачно использовать для перераспределения собственности, а экономический подъем неизменно заканчивается накоплением капитала.
Поэтому, утверждают эксперты, уголь и кокс, равно как руду, полуфабрикаты и прочее, что теоретически или практически могло остаться на неподконтрольных территориях ОРДЛО, владельцы меткомбинатов вместе с чиновниками из правительства найдут если не на внутреннем рынке, то где-нибудь за рубежом. Например, в СНГ или ЕС. Вовсе не обязательно покупать ту же самую продукцию из ОРДЛО, замаскированную под российскую и с большой наценкой, отмечают эксперты. Если власть это сделает, политические потери будут колоссальными. Хотя именно здесь легче всего организовать новые схемы, которые, вероятно, удовлетворят и бизнесменов, и чиновников.
А известно ли вам, что в результате блокады металлурги смогут даже выиграть? Это предположение специалистов не выглядит таким уж абсурдным, если учесть возможные попытки власти спасти отрасль. Судите сами: повышенный спрос на внешнем рынке наверняка заставит правительство и депутатов принять такие решения, которые позволят не допустить провала экономики в таких благоприятных условиях мирового рынка. А что, если это будут налоговые льготы, субсидии и прочие финансовые преференции? Они наверняка будут, считают эксперты. Вопрос только в объемах компенсаций. А то, что они могут оказаться гораздо больше потерь, о которых сегодня рассказывают аналитики, вряд ли удивит кого-то в Украине.
Наконец, после веерной раздачи рефинансирования банкам со стороны НБУ, которе так и не спасло украинскую банковскую систему, не трудно предположить, что регулятор вместе с Минфином организует для металлургов еще и льготное кредитование. Почему бы и нет? Но чего же тогда все так волнуются, если в Украине существуют такие широкие возможности?