Несмотря на внесение корректив в макроэкономические показатели Украины на текущий год, в правительстве не исключают возвращения под контроль Киева предприятий, работающих на оккупированной части Донбасса. Некоторые обозреватели считают, что только с возвращением оккупированной территории возможно восстановление контроля над захваченными предприятиями, сообщают журналисты раздела «Новости Украины» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Укринформ».
В своей публикации киевский журналист Юрий Сандул пишет, что трудовые отношения с работниками предприятий, размещенных в оккупированном Донбассе, холдинги «Метинвест» и ДТЭК Рината Ахметова прекратили. Всем сотрудникам было предложено переехать на контролируемую Киевом территорию, однако предложение оказалось привлекательным для немногих.
Известно, что около 400 человек из 20 тысяч сотрудников холдинга «Метинвест» согласились изменить место жительства, чуть более 500 работников из 36-тысячного штата ДТЭК переехали в другой город ради сохранения работы. На высокооплачиваемую работу практически в любом населенном пункте могут рассчитывать топ-менеджеры и высококвалифицированные специалисты, поэтому их благосостояние останется неизменно высоким или незначительно снизится.
Остальные работники предприятий холдингов в случае переезда понесут потери. Как минимум переехавших людей лишат права собственности на нажитое годами имущество. Террористическое руководство «народных республик» уже заявило о предстоящей «национализации» квартир жителей оккупированной части Донецкой и Луганской области, которые уехали на подконтрольную Киеву территорию. На компенсацию стоимости имущества высокой зарплатой после переезда рассчитывать не приходится.
Некоторые аналитики называют происходящее постепенным и окончательным отторжением оккупированного Донбасса от Украины и крахом надежд на возвращение региона. Очевидно, что спорить с такой точкой зрения бессмысленно, но всегда можно оценить процесс, взглянув на него с другой стороны. Решение, принятое Ринатом Ахметовым о разрыве отношений с предприятиями на оккупированной территории, принимал не сам олигарх, оно является только закономерным следствием других событий.
Процесс отторжения оккупированной части Донбасса начался не вчера и явно не с введения торговой блокады ветеранами АТО и добровольческого движения. Началом процесса стало появление в регионе боевиков Игоря Гиркина и последующий силовой захват части украинской территории. Сейчас можно наблюдать закономерный результат того, что Украина не сумела ответить на российскую военную силу адекватно.
На данном этапе трудно сказать, является ли отторжение окончательным. Все зависит от того, найдет ли Киев возможность с помощью военной силы или экономического содействия Запада преодолеть российскую силу. Проблемы холдингов Рината Ахметова или их сотрудников, оставшихся на оккупированной территории, в данном случае имеют второстепенное значение. Сложности в работе ДТЭК и «Метинвеста» возникают из-за того, что Украина не может восстановить свою власть на Донбассе.
Без контроля над территорией собственность была условной.
Юрий Сандул отмечает, что не соответствует действительности убежденность в возможности бесконечно долгого пребывания под украинской юрисдикцией предприятий, размещенных на оккупированной территории. Подобную убежденность можно воспринимать как иллюзию или сознательный обман. На самом деле ситуация не может оставаться статичной или оцепенеть в ожидании выполнения невыполнимых Минских соглашений. Следуя законам вселенной, ситуация развивается – на внешнем и внутреннем направлениях.
Серьезная политическая напряженность неизменно возникает внутри Украины как результат попыток удержать хотя бы часть экономических связей с оккупированной частью Донбасса для минимизации снижения ВВП. Еще никому в мировой истории не удавалось безболезненно сочетать военное противостояние на фронте с масштабной торговлей. Безуспешной оказалась и попытка Киева, доказательством чего является блокировка торговли с ОРДЛО негосударственными организациями. Очевидно, что предприятия Рината Ахметова для Украины менее важны, чем сохранение политической стабильности, единства общества и власти в отношении к войне и «народным республикам».
Анализ внешней составляющей проблемы потери контроля над предприятиями заставляет вспомнить, что «национализация» украинской собственности террористическим руководством «народных республик» лишь на первый взгляд кажется следствием блокады. В действительности таким образом Москва ответила на нежелание Киева выполнять Минские соглашения в их российской трактовке.
На протяжении нескольких лет предприятия Ахметова на оккупированной территории были неприкосновенными, что свидетельствовало о надежде Москвы на внесение в украинскую Конституцию положения об «особом статусе» мятежного региона. Признание Киевом легитимности «народных республик» в конечном итоге должно было узаконить отторжение Донбасса от Украины в пользу России, поскольку Москва явно не собиралась отказываться от своего контроля над «властью» ДНР/ЛНР.
Вопреки ожиданиям, Украина упорно не соглашается на российскую трактовку «Минска». На определенном этапе Москва решила задействовать своеобразное «подталкивание» или «наказание», забрав под свой контроль юридически и фактически украинские предприятия. Понятно, что в Кремле не могут бездействовать и просто ожидать, пока украинская власть отдаст России Донбасс. За 3 года российские стратеги, видимо, поняли бессмысленность ожидания.
По утверждению журналиста, нет смысла сожалеть о потере контроля над украинскими предприятиями на оккупированной части Донбасса. Обозреватель констатирует, что без территории предприятия одинаково не могли считаться украинскими, но после возвращения территории вернуться и предприятия. В случае, если к моменту возвращения территории в материальном плане предприятия не будут представлять собой условную ценность – придется строить новые. Сандул подчеркивает, что при условии целостности костей рост на них мяса не представляет собой никакой трудности.