По словам журналиста Павла Казарина, украинский певец Иван Дорн, назвавший украинцев "младшими братьями россиян", просто сказал то, что думает на самом деле. Более детально мнение Казарина о "казусе Дорна" изучали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
Павел Казарин в статье, опубликованной "Украинской правдой", отметил, что в появившихся в социальных сетях призывах забыть слова Ивана Дорна, назвавшего украинцев "младшими братьями россиян", нет никакого смысла. Проблема в данном случае не в том, что возле певца в этот момент не было какого-то опытного пиар-консультанта. Дело в том, что Дорн попросту описал свою реальность и сказал как раз то, что он думает.
Соответственно, украинцам нужно понять, почему же он думает именно таким образом. Культура вне политики – нереальный вариант. "Заниматься политикой" в самом широком смысле данного словосочетания означает определять принятые в обществе правила жизни. Это, по сути, фиксация правильного и неправильного, нормы и девиации. "Заниматься политикой" – это, в конце концов, определять картинку будущего. В данный процесс так или иначе вовлечен каждый из нас, например, когда вовсе не приходит на избирательный участок или когда, напротив, приходит и ставит в бюллетене галочку.
На самом деле, отказ от "занятия политикой" – только лишь одна из форм публичной позиции человека. Если он "вне политики", значит, человек попросту делегирует право определять его собственное будущее кому-то другому. Не стоит также забывать и о публичном статусе: в данном случае права невозможны без каких-либо обязательств. Как раз благодаря публичному статусу его обладатель имеет возможность зарабатывать большие деньги, часто путешествовать, повсеместно самовыражаться и жить яркой жизнью. Однако на такой формат есть еще и своего рода налог, в качестве которого выступает реакция на допущенную ошибку. При всех прочих равных, реакция здесь всегда более жесткая и громкая, нежели реакция на обычный кухонный разговор.
Все разговоры о том, что Иван Дорн принадлежит только лишь самому себе – не более чем лукавство. На данную ситуацию Украина обратила внимание как раз потому, что этот певец не является обычным частным лицом. Иван Дорн – публичный человек, задающий при этом еще и "рамку нормальности". Также этот исполнитель определяет тренды в музыке, стиле, моде и в модели поведения.
Интервью Ивана Дорна можно назвать историей про "Окно Овертона" – Казарин.
По мнению Казарина, Иван Дорн вправе думать, что у него есть право на легитимизацию собственной точки зрения среди поклонников. В свою очередь у украинского общества есть право считать, что оно может делегитимизировать самого исполнителя. Вся эта история про интервью Ивана Дорна – по сути, история про "Окно Овертона". Данная концепция была предложена американским юристом Джозефом Овертоном. Она предполагает, что в каждом обществе есть определенные границы допустимого для публичных дискуссий. Война, начавшаяся 3 года назад в Украине, вдоль и поперек перепахала украинское общество. Она изменила границы нормальности, а также создала новые вопросы-маркеры. Именно по ответам на эти вопросы людей делят на "своих" и "чужих".
Если до войны все сводилось до универсального миротворчества по образцу кота Леопольда из известного мультфильма, то сегодня намного важнее ответы на следующие вопросы – чьего поражения и чьей победы ты хочешь в нынешнем противостоянии. Шоу-бизнес просто не понял, что страна уже изменилась. Возможно, шоу-бизнес не понял этого потому, что привык за 23 года своего существования к роли "элоев". Шоу-бизнес за все это время успел привыкнуть к тому, что реальность, в которой он живет, складывается совсем из иных "бытовых кирпичиков", нежели реальность его слушателей или зрителей. Когда в Украине началась война, многие представители шоу-бизнеса предпочли этого не заметить.
Советская эпоха их приучила к тому, что получить право называться звездой можно только лишь после переезда в Москву. Именно из-за этого из года в год мы видим в графиках гастролей украинских исполнителей города России. Также украинцы постоянно слышат от звезд шоу-бизнеса увещевания – мол, нам всем нужен мир, а также наблюдаем попытки усидеть одновременно на двух стульях. Ничего удивительного в этом нет, ведь для представителей шоу-бизнеса принятие новой реальности будет означать выход из привычной для них зоны комфорта, в которой так приятно было летать в гости чартерами, крестить детей друг друга, и ругать что-то абстрактное, чтобы не поссориться с кем-то конкретным.
Этот показной цинизм Ивана Дорна, заявившего, что он "надел тризуб, чтобы не воняли", эта его напускная аполитичность, это дистанцирование от конфликтности, является этической эклектикой нулевых. Дорн в этом смысле мало чем отличается от Ирины Билык, которая год назад заявила, что главным итогом войны является сокращение количества городов, куда она может приехать на гастроли. Все это идет из того прошлого, в котором все убеждения считались анахронизмом. Иван Дорн не враг самому себе и певец сказал то, что, как он сам считает, должна услышать его аудитории. Однако он так и не понял одного - сегодня украинская и российская аудитория не является одним и тем же. Соответственно, слова, которым будут аплодировать в Москве, вызовут шквал критики в Киеве.