Проблема коррупции в Украине известна давно, поэтому главный вопрос здесь заключается в другом: ведется ли в стране реальная борьба с этим негативным явлением? Более детально о том, ведется ли в стране реальная борьба с коррупцией, узнавали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
Общественные эксперты, собравшиеся на состоявшейся 13 апреля в украинской столице презентации, отметили, что Украина не выполнила большую часть Антикоррупционной стратегии на 2014-2017 годы. К настоящему времени должно быть реализовано уже 95 процентов от всех мероприятий, предусмотренных данной стратегией и Госпрограммой по ее реализации. Однако проведенное общественными экспертами исследование показало, что украинская власть выполнила только лишь 60 процентов из запланированного. Кроме того, представители 3 общественных организаций, проводивших вышеупомянутое исследование – "Реанимационный пакет реформ", Transparency International Украина и Центр политико-правовых реформ – подчеркнули, что в стране так и не создали институциональной системы противодействия коррупции.
Доктор юридических наук Николай Хавронюк, являющийся руководителем проекта исследования "Комплексная оценка мероприятий антикоррупционной политики", заявил, что в Украине до сих пор так и не составлен адекватный перечень коррупционных преступлений. Соответственно, за данный вид правонарушений продолжают выдавать банальное "кабинетное взяточничество". Между тем самой опасной и масштабной коррупцией является расхищение средств государственного бюджета. Хавронюк подчеркнул, что до сих пор нет четкого понимания того, с чем мы боремся. Создать в Украине систему действенных и эффективных антикоррупционных органов можно будет лишь после того, как в национальном законодательстве появиться четкое определение преступлений, относящихся к коррупции.
Возвращаясь к уже упоминавшемуся исследованию, проведенному общественными экспертами, следует отметить, что из всех задач, предусмотренных Госпрограммой по реализации антикоррупционной стратегии, выполнено только 78 процентов. При этом из них вовремя выполнили всего лишь 4 процента задач. Еще один важный момент – 80 процентов проблем пока решены не полностью, а частично, при этом каждая пятая задача вообще не решена. Николай Хавронюк объяснил, что в данном случае принятия антикоррупционных законов будет недостаточно – государству следует еще и создать реально работающую систему внедрения антикоррупционного законодательства. По мнению эксперта, необходимо разработать государственные и правительственные программы, направленные на преодоление коррупции, а также передать от прокуратуры в Государственное бюро расследований (его еще предстоит создать) функцию досудебного следствия.
Кто виноват в сложившейся ситуации?
В свою очередь Дмитрий Калмыков, эксперт Центра политико-правовых реформ, отметил, что в 2014 году в Украине произошли некоторые сдвиги в деле борьбы с коррупцией – тогда парламентом были приняты несколько антикоррупционных законов, а в стране появились Национальное антикоррупционное агентство и Нацагентство по предупреждению коррупции. Но цифры статистики показывают, что в прошлом году детективы НАБУ направили в суды всего лишь 69 уголовных производств. Это составляет 1,5 процента от общего количества коррупционных преступлений, совершенных в 2016 году. Вот еще весьма любопытные цифры – в прошлом году за коррупционные деяния были лишены свободы в 3,5 раза меньше человек, чем в 2013 году, когда президентом страны был Виктор Янукович.
Возникает еще один, вполне логичный вопрос – кто же виноват в сложившейся ситуации? Калмыков напомнил, что для обеспечения реализации пакета антикоррупционного законодательства Верховная Рада должна была принять еще 330 законопроектов, однако в итоге парламент принял только 17. Также эксперт подчеркнул, что правительство Владимира Гройсмана пока так и не сформулировало приоритетные задачи в сфере борьбы с коррупцией. При этом Калмыков подчеркнул, что, с одной стороны, у президента страны Петра Порошенко недостаточно полномочий для реализации антикоррупционных мер, но с другой стороны, глава государства не внес в Верховную Раду ни одного антикоррупционного законопроекта. Более того, Порошенко в течение 2 месяцев не подписывал принятый парламентом законопроект о создании в Украине Госбюро расследований.
Наиболее остро участники презентации критиковали Нацагентство по противодействию коррупции. В частности, Елена Сорока, эксперт Центра политико-правовых реформ, заявила, что в прошлом году полноценной работы данного органа не наблюдалось. Вместо этого украинское общество увидело борьбу близких к власти лиц за право взять НАПК под свой контроль и сделать этот орган зависимым. По словам Александра Леменова, эксперта "Реанимационного пакета реформ", дополнительным коррупционным фактором в Украине продолжает оставаться сокрытие государством очень широкого спектра информации, которую необходимо сделать доступной для широкой общественности. Эксперт подчеркнул, что пока в стране публичная информация продолжает оставаться прерогативой органов власти, тогда как она должна быть прерогативой граждан.