Украинских пользователей начали в массовом порядке отрезать от Интернета, причем, делают это не провайдеры: в стране неуклонно растет количество случаев воровства элементов инфраструктуры телеком-сетей. Более детально о том, кто и для чего ворует элементы телеком-сетей, узнавали журналисты раздела "Новости Украины" издания "Биржевой лидер".
В украинских телеком-сетях, как отмечает информагентство UBR, количество случаев воровства элементов инфраструктуры постоянно увеличивается. Операторы ежемесячно несут убытки, исчисляемые миллионами гривен, тогда как их клиенты оказываются отрезанными от Интернета. Леонид Ошеров, возглавляющий Совет Украинской ассоциации операторов связи "Телас", заявил, что члены ассоциации задекларировали по итогам года убытки на сумму 400 миллионов гривен. Данные финансовые потери стали результатом 5 тысяч краж элементов инфраструктуры телеком-сетей. Злоумышленники крадут даже шкафы с оборудованием. В таких случаях восстановление связи нередко затягивается на недели.
Сами компании приводят просто катастрофические цифры – 10-15 краж ежедневно. Столь удручающая ситуация наблюдается здесь впервые за весь период независимости страны. По словам Руслана Химича, консультанта телеком-компаний, в настоящее время речь идет уже не о вандализме – в данном случае происходит целенаправленное уничтожение телекоммуникационного оборудования. Движущими силами данного негативного явления уже давно не являются бесцельная агрессия или хулиганство. Основная причина, по которой это происходит – банальное мародерство. Кабели попросту воруют для того, чтобы перепродать. Помимо этого, конкурирующие компании устраивают экономические диверсии. Виктор Фролов, генеральный директор компании "Фринет", рассказал, что каждый день по всей стране воруют оборудование, стоимость которого составляет десятки тысяч гривен. Только лишь его компания за 2 месяца зафиксировала 21 кражу – данные действия нанесли ущерб на более чем 500 тысяч гривен.
В свою очередь Михаил Шуранов, занимающий в ПАО "Укртелеком" должность директора по корпоративным коммуникациям, сообщил, что его компания в прошлом году зафиксировала примерно 19 тысяч случаев повреждений и краж кабелей. Для 1 миллиона абонентов такие действия обернулись перебоями в получении услуг связи. Причем, восстановить их удалось пока далеко не всем абонентам – из 1 миллиона абонентов повторно подключили около 700 тысяч, ремонтные работы продолжаются. Компании чинят, а преступники снова воруют.
По мнению Шуранова, проблема здесь заключается в том, что воры известны – правоохранители задерживают их по нескольку раз, однако после этого выпускают на свободу, поскольку законодательство предусматривает за такого рода правонарушения только лишь денежный штраф. При этом в данном случае есть ведь и предпосылки для применения более строгих норм законодательства, в частности, частей 2 и 3 статьи 185.
Провайдеры могут заложить в тариф убытки от кражи оборудования.
Между тем многие абоненты услуг связи зачастую даже и не знают истинной причины, из-за которой они оказались без Интернета. Люди в таком случае просто ждут, когда снова появиться сигнал, или сетуют на внутренние проблемы провайдеров. При этом абонентскую плату провайдеры перестают начислять только лишь с того момента, когда зафиксировано отсутствие сигнала. Михаил Шуранов объясняет, что нужно всегда фиксировать отсутствие услуги. Впрочем, если поступает информация о краже, "Укртелеком" всегда в автоматическом порядке отслеживает, кто из абонентов лишился доступа к Сети. Если есть какие-то ошибки, то они устраняются в рабочем порядке.
Здесь стоит учитывать один момент. Нередко вынужденный "простой" банально подрывает лояльность абонентов к тому или иному провайдеру, и в итоге люди просто обращаются к другим компаниям, предоставляющим услуги в их доме, не дожидаясь решения проблемы. Следует отметить, что сами провайдеры часто обращаются к ОСМД или ЖЭКам за помощью: просят поставить на месте, где ставится телеком-оборудование (подвалы, чердаки), дополнительные замки. Однако воров это не останавливает, причем достаточно часто ворует кто-то из местных.
Пока операторы успокаивают абонентов, заявляя, что кражи оборудования никак не отобразятся на тарифах. Как отметила Татьяна Попова, возглавляющая Совет Телекоммуникационной Палаты Украины, в зависимости от масштабов вандализма на устранение проблемы может понадобиться от нескольких часов до нескольких дней. Операторы, как правило, оговаривают в договорах все условия компенсации – одни предлагают больший объем услуг, другие пересчитывают абонплату за конкретный период.
Вместе с тем Роман Химич полагает, что если в ближайшем будущем ситуация не измениться к лучшему, то провайдеры будут просто вынуждены пойти на повышение тарифов, чтобы таким образом компенсировать расходы, которые они несут, восстанавливая поврежденную инфраструктуру. По его словам, все эти расходы вполне могут быть добавлены в тариф. Пока здесь расходы провайдеров не очень большие – на восстановление украденного и поврежденного имущества расходуется от 5 до 7 процентов закупаемого кабеля. Но не стоит забывать, что число краж постоянно увеличивается, и ситуация пока только лишь ухудшается.