Вот уже три года, как продолжается это, мягко говоря, недоразумение. Политологи сегодня утверждают, что никакие жители Донбасса в большинстве своем на тот фейковый референдум о независимости даже не ходили. Но их якобы отданными голосами прикрывают факт существование незаконных сеператистских формирований под названием ДНР и ЛНР. Сегодня люди уезжают, нормальный бизнес делать невозможно, старикам дают копеечные подачки вместо пенсии, а работы, за которую сразу начали платить значительно меньше, чем в Украине, также становится все меньше и меньше. О реалиях жизни на оккупированных территориях Донбасса рассказывает «Сегодня».
За что боролись?
Ходили – не ходили, голосовали – не голосовали… Если 10-15 процентов неадекватно воспринимающего окружающий мир населения способны заглушить своими криками на митингах всех остальных, то эти самые «все остальные», вероятно, заслуживают, чтобы какие-то бабушки из числа бывших райкомовок до сих пор решали их судьбу. Пусть большинство на том самом референдуме не появлялось, но часть населения ведь туда пришло с большим воодушевлением.
Самое интересное, что речь ведь идет о тех самых гражданах, которые криком кричали, что Украина без России не выживет, а затем, когда в стране наступили трудные времена, постоянно тыкали носом: вот, мол, создали себе независимое государство, теперь живите, как знаете.
Аналогии с нынешними сепардержавами очевидны, хотя сравнивать здесь ничего нельзя. Украина получила независимость на законных основаниях, став не только признанной, но и достаточно авторитетной страной в мировом сообществе. У ДНР-ЛНР таких перспектив и близко нет. Жители этих территорий своими собственными руками или же молчаливым согласием отобрали будущее и у себя, и у своих детей. Вспомнить, как трудно было Украине в первые годы независимости, они не удосужились, как и шевельнуть мозгами, чтобы представить, как будет житься им в непризнанных квази-государствах. Наконец, можно же было посмотреть на негативный опыт Приднестровья или Абхазии. Или это тоже было трудно?
Это ж как надо было любить Россию и как надо было ее не знать, чтобы поверить в реальность таких вещей, как Таможенный союз или братская помощь с присоединением к РФ? Прелести присоединения почувствовали в Крыму. Главное достижение – у них нет войны (пока нет). В остальном, примерно то же самое, что в ДНР-ЛНР. Впрочем, наличие на улицах оккупированных городов большого количества непонятных вооруженных автоматами личностей все-таки создает принципиально иную реальность.
За что голосовали бы сейчас?
Признавать свои ошибки или стыдиться своему безразличию, проявленному в самый решающий момент, жители ОРДЛО не спешат. Хотя, звучат время от времени голоса вопиющих в пустыне, пытающихся хотя бы сейчас, с большим опозданием отрезвить окружающих.
Екатерина из Донецка сетует, что за три года боевики разграбили ее родной город. А ведь самозванная власть еще и теперь продолжает пугать народ страшными укропами и Украиной, которая якобы уничтожает «независимый Донбасс». Ну да, найти внешних врагов и свалить на них результаты всей своей никчемности – это действительно по-нашему. Такое не только в ДНР-ЛНР умеют.
А Екатерина отмечает, что за три года предприятия Донецка распилили на металл, город стоит в запустении и разрухе, местная экономика практически остановилась. Если что и работает, то по инерции, которой вряд ли хватит на ближайшие годы.
Дончане начали роптать. Донецк из некогда сильного и сытого украинского мегаполиса превратился в убогий захолустный городишко. Связи с Украиной постепенно рвутся, а от России помощи только в виде редких гумконвоев, основу грузов в которых составляет известно что, а также – в виде свободного хождения рубля вдобавок к гривне. Валюты две, а денег все равно нет.
Из России, к примеру, поставляют замороженное мясо. При разморозке оказывается, что 30% продукта состояло из обычной воды. Дончане привыкают к новым вкусам продуктов. Порой они кажутся странными, а потому возникает подозрение, что поставщики пользуются какими-то вредными консервантами или же реанимируют испорченный товар.
А старикам пришлось смириться с мыслью, что никаких высоких российских пенсий они получать не будут. Квази-республика выплачивает по 2-3 тысячи российских рублей в месяц, Украина постепенно прекращает платить даже тем, кто ухитрился поехать на неоккупированную территорию и зарегистрироваться в качестве беженца. Живешь в ДНР, помощи от Украины не проси.
Зато по местному телевидению сепаратисты не прекращают рассказывать о каких-то грандиозных успехах «республики». Когда-то то же самое делала советская пропаганда, но Союз был большим, и поймать СМИ на откровенной лжи было сложнее, чем в ОРДЛО. Тогда людям врали, как плохо живут на Западе, но за железный занавес почти никто попасть не мог. Теперь же, несмотря на то, что жители ОРДЛО массово бывают на украинской территории, местная пропаганда рассказывает, как плохо живут украинцы под властью «киевской хунты».
Дончане же, как и советские граждане когда-то, все больше мечтают оказаться на «загнивающем западе». Только теперь для них этот запад начинается не за Берлинской стеной, а в соседнем районе. Обратно в Украину хочется все большему количеству «освобожденных».