Уже сутки самой обсуждаемой темой в Украине является указ президента Петра Порошенко о расширении перечня российских компаний, на которые налагаются санкции из-за агрессии Российской Федерации против Украины.
В президентском указе – более тысячи российских компаний и предприятий и их украинских «дочек». Но украинский социум волнуют всего лишь несколько позиций из длиннющего реестра – интернет-ресурсы: социальные сети «Одноклассники» и «Вконтакте», поисковый сервис Яндекс и его сервисы, Mail.Ru Group и др. Против присутствия в списке концерна «Алмаз-Антей», 308 авиаремонтного завода, Аделантбанка и других «оккупантов» украинцы не возражают.
Информационное пространство и соцсети заполнили крики и всхлипы: нарушение конституционных прав, наступление на права человека, цензура, скоро и «Украинскую правду» придут закрывать, это можно-нужно было делать три года назад, а сейчас только во вред, и т.п. То есть «Зрада!», только наоборот.
В этом масштабном хоре негодования лишь отдельные голоса звучат в поддержку решения СНБО и президента.
Политтехнолог Тарас Березовец пишет, что странно на третьем году войны слышать возмущение по поводу закрытия основных информационно-диверсионных каналов оккупанта. Не нужно путать цензуру с национальной безопасностью. Это решение не просто правильное, а «жизненно необходимое». Вопрос стоить не о личных удобствах и предпочтениях, а о выживании страны, поэтому действовать нужно жестко.
Эксперт консалтингового агентства MPP Consulting Павел Мельник в комментарии Gazeta.ua назвал запрет некоторых российских интернет-ресурсов «защитой информационного пространства Украины», стратегическим шагом, который позволит пресечь поток вредной информации из страны-агрессора. Смешно говорить об ограничении свободы слова, ведь существуют еще десятки, сотни популярных во всем мире или отдельных регионах социальных сетей. При этом, например, в Facebook различные сепаратистские сообщества – в отличие от «Одноклассников» и «Вконтакте» – попросту банятся, подчеркнул эксперт.
Мирослав Лискович на страницах сайта Укринформа ответил на заявления экспертов о том, что любой запрет в современном Интернете можно обойти. Действительно, для этого существуют десятки способов. Но их будут использовать лишь тысячи продвинутых юзеров. Зато миллионы пользователей найдут альтернативные – легальные в свете президентского указа – источники информации и услуг: соцсети, поисковики, антивирусы, карты и пр. «А в целом, реализация известного призыва “Долой от Москвы!” – то, что является единственно правильным в этот момент украинской истории», – резюмирует Лискович.
Журналист Айдер Муждабаев подчеркнул, что Москва создает параллельную картину мира и Интернету в этой информационной войне отводится важнейшее место: «Мы видим пропаганду не только через RT или «Россия 24». Мы видим пропаганду в Интернете методом сортировки данных, новостей. Цензуры тут нет».
«Украинская власть четко дала понять, что это решение – вопрос безопасности, а не свободы слова», – так ответили в пресс-службе НАТО на запрос российского информационного агентства ТАСС.
И ответ украинского МИД по поводу «слез Ярославны» из Москвы о цензуре и наступлении на свободу слова в Украине:
А мне после ночных бдений на новостных сайтах приснился сон. На Красную площадь в Москве вышли люди. В руках они держат плакаты с требованиями: «Верните «Берлинер цайтунг» в киоски «Союзпечати»!», «Почему отменили показ коллекции Дрезденской галереи в Манеже?» и т. п. Толпа старушек скандирует: «Хотим смотреть лучшее в мире немецкое кино с Марикой Рекк!». «Наука, искусство, спорт должны быть вне политики», – заявляют демонстранты германским корреспондентам, которые освещают акцию протеста.
На стене Кремля большими буквами написано: «С Новым 1942 годом, товарищи!».
Кошмар какой-то, а не сон…