На днях Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) принял решение о блокировке на территории страны всех российских социальных сетей, а также антивирусных программ и других популярных интернет-ресурсов. Запрет не пришелся по душе многим провайдерам и владельцам попавших под санкции онлайн-сервисов, которые выступили с критикой принятого решения.
В свою очередь, представители интернет-ассоциации Украины заявили, что в техническом плане осуществить полное блокирование российских сайтов не видится возможным. А в одной из крупнейших в России интернет-компаний Mail.Ru Group обратили внимание на то, что, по их мнению, решение СНБО о запрете российских сайтов на территории Украины является политически мотивированным.
Не промолчали и сотрудники «пострадавшей» компании «Яндекс Украина», заявившие, что данные меры приняты, прежде всего, против одиннадцати миллионов украинских пользователей, а также против нескольких тысяч организаций Украины, использующих «наши технологии и сервисы для развития своего бизнеса».
Согласно информации агентства УНИАН, представители уполномоченного Верховной Рады по правам человека прокомментировали ситуацию, исходя из того, что блокировка любых интернет-ресурсов возможна лишь в случае наличия соответствующего судебного постановления.
Украине необходим механизм блокирования сайтов.
Издание «ВВС Украина» опросило экспертов в сфере информационных технологий и безопасности по поводу принятого СНБО решения, в том числе поинтересовавшись последствиями блокировки российских сайтов. Так, управляющий партнер агентства цифровых коммуникаций PlusOne DA Максим Саваневский полагает, что власти Украины приняли положительное решение, которое, на его взгляд, необходимо было принять еще три года назад.
– Я очень рад. Чем больше людей глубже погружалось в эту тему, тем больше появлялось сторонников идеи полного блокирования российских ресурсов, – говорит специалист.
С другой стороны, решение СНБО может быть эффективным лишь при условии, что будет налажен и отработан механизм блокирования интернет-ресурсов, а его в Украине, считает Саваневский, в настоящее время еще нет. Он поясняет:
– В решении СНБО прописаны фактически названия доменов, а нужно указывать url-адреса, которые нужно блокировать. Например, в решении указано www.vk.com. Хотя блокировать надо https://vk.com. Но это технические моменты, которые вскоре нужно будет исправлять.
На сегодняшний день «ВКонтакте» является наиболее популярной в Украине социальной сетью, насчитывающей от 12 до 14 миллионов пользователей. Вслед за ней располагаются «Одноклассники», украинская аудитория которых составляет 7-8 миллионов человек. А, например, самая крупная в мире по количеству пользователей американская социальная сеть Facebook популярна лишь у 7 миллионов украинцев. Далее идут Яндекс и Мэйл.ру с показателем в 4-7 миллионов пользователей из Украины.
Естественно, что при таком количестве аудитории российских социальных сетей и других популярных веб-ресурсов принятым СНБО решением могут быть многие недовольны. Но они должны понимать, что агрессия России распространяется не только в военном плане, но и в идеологической пропаганде, являясь не чем иным, как информационной войной, направленной на подавление сознания и свободы воли как собственных, так и граждан иностранных государств, в первую очередь, Украины.
Думаем, не стоит напоминать, что и как через российские сайты распространяет армия проплаченных троллей. Они не гнушаются даже такими фейками, как «распятый в АТО мальчик», «съеденные бандеровцами мирные люди», «поднятие фашизмом головы», «священный долг России – спасти русский мир в Украине и Сирии» и прочее в этом духе. Весь этот бессмысленный, абсурдный, желчный, завистливый, агрессивный «новостной» поток поддерживается российскими СМИ во главе с Киселевыми и Соловьевыми, ежедневно день ото дня в своих ток-шоу осуждающих Украину с «доказательствами», взятыми из российских интернет-ресурсов, сделанными по их заказу троллями.
Проще говоря, информационная война (в случае с Россией – даже не война, а попытка задушить любое инакомыслие бешеной истерией) по своей сути не менее опасна, чем война с применением реального оружия. Только в первом случае жертвами становятся сотни тысяч, если не миллионы, людей, если их «правильно обработали». Именно такой обработкой и пытаются заниматься многие интернет-ресурсы России.
Кроме того, случай с президентскими выборами в США показал, как российские хакеры могут использовать даже зашифрованные личные данные, полученные путем взлома американских интернет-ресурсов, в целях Кремля. Что же говорить о миллионах украинских пользователей «Одноклассников» и «Вконтакте», где личные данные у всех на виду?
Запрет нужен, но лучше – через суды.
Максим Саваневский поддержал и решение о запрете российских антивирусных программ. В этом случае речь идет о постоянном обмене информацией между компьютером пользователя и серверами компании, поставляющей антивирусную программу. Куда уходят данные пользователя, какая именно информация – можно только догадываться.
По мнению специалиста, существует высокая вероятность того, что эти данные используются в пользу Кремля, который контролирует крупнейшие IT-компании, благодаря чему стали возможны инциденты, подобные вмешательству в выборы президента США и, вероятно, попыткой аналогичных действий в отношении кандидата Макрона, ставшего вопреки усилиям Москвы главой французского государства.
Как и антивирусные программы, схожим образом действует и бухгалтерское ПО, а также ряд иных софтов, приложений и веб-инструментов, разработанных в России.
Бывший заместитель министра информационной политики, эксперт ОО «Информационная безопасность» Татьяна Попова считает, что запрет на доступ к российским интернет-ресурсам в полном объеме не может быть реализован. Ведь существует «Dark Net: тор», а также различные анонимайзеры, через которые можно зайти на запрещенные сайты.
Специалист обратила внимание на опыт других стран, в которых запрещены некоторые социальные сети. Там действительно количество пользователей сократилось, однако примерно 10% аудитории до сих пор остается стабильной. Вполне возможно, в Украине произойдет нечто подобное, полагает Попова. Иными словами, решение СНБО выполнить вполне реально, но на 100% запретить что-то в Интернете – невозможно.
Насчет запрета эксперт придерживается позиции, что он нужен в отношении антиукраинских сайтов, но такие решения должен принимать суд. Точно так же, как в свое время происходил запрет российских телеканалов – именно на основе судебных постановлений.