Своим мнением о запрете в Украине российских социальных сетей поделился Милан Лелич. Он убежден, что для украинцев введение запрета является полезным, в первую очередь как повод выйти из зоны комфорта, сообщают журналисты раздела «Новости Украины» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Фокус».
Политический обозреватель Милан Лелич в своей публикации пишет, что явным преувеличением является констатация сильных перемен, якобы произошедших с украинцами за минувшие 3,5 года. Очевидно, что активных граждан после событий на Майдане и начала войны на Донбассе в Украине стало больше, но прослойка эта довольно незначительная. Миллионы украинцев на самом деле продолжают жить привычной довоенной жизнью. В День независимости они могут выйти на парад, нацепив сине-желтую ленточку, или поставить печальную аватарку после больших потерь на фронте, но не более того.
Речь в данном случае не о том, что каждый из украинских граждан должен круглосуточно думать о ситуации на фронте, реформах и евроинтеграции. В какой-то степени нормальная жизнь должна продолжаться, именно защитой привычного быта занимаются солдаты на фронте. Тем не менее, для многих украинцев настоящим откровением стал тот факт, что война вносит дискомфорт в ежедневную жизнь не только переселенцев и мирного населения зоны боевых действий.
У людей, ведущих привычный образ жизни, довольно бурную реакцию вызвал запрет на деятельность российских социальных сетей в Украине. Ранее для них Авдеевка с бесконечными обстрелами находилась где-то далеко, а любимый сайт «ВКонтакте» – близко, с бесплатной музыкой и фильмами. Сейчас уютный мир почему-то дал трещину. У активных пользователей российских социальных сетей запрет вызвал необъяснимую негативную реакцию.
Недовольные начали обвинять власть в тоталитарных замашках, сравнивать ситуацию с происходящим в России и Северной Корее, хотя для многих критиков на самом деле вопрос свободы или прав человека не стоит. Вряд ли эта категория граждан могла бы обратить внимание на действительно антидемократические решения власти типа запрета на свободу мирных собраний. Им долго не позволяли заметить что-либо бесконечные урожаи на виртуальных фермах и фотографии банок с консервацией в «Одноклассниках».
Запрет российских соцсетей на самом деле связан не только с безопасностью страны, о чем неоднократно говорили и писали в несколько предыдущих дней, но и с цивилизационным выбором Украины. Возвращение Украины в Европу и западноевропейскую цивилизацию невозможно без разрыва связей с Россией, стремительно проваливающейся в темное прошлое. Разрыв этот безболезненным быть не может в принципе.
Запретов немало, но агенты влияния Москвы в Украине остаются.
Для сравнения можно вспомнить сколько возмущения в свое время вызвало решение об обязательном дубляже фильмов в кинотеатрах на украинском языке, сейчас эти воспоминания кажутся смешными. Запрет въезда российских исполнителей, которые поддержали агрессию Кремля, также чем-то был похож на локальный апокалипсис – многие не представляли себе, как прожить без любимых песен о «господах офицерах».
Оказалось, что украинская эстрада заполнила нишу довольно успешно. Решение об обязательном дубляже привело к развитию целой индустрии, производящей довольно качественные продукты. После введения квот на украинскую музыку в радиоэфире также ничего катастрофического не произошло, хотя многие убеждали, что «слушать будет нечего». Запрет работы российских пропагандистских телеканалов, преподносимый изначально как «лишение альтернативного источника информации», оказался ограничением украинцев от рассказов о распятом мальчике и радиоактивном пепле.
Вслед за запретом на демонстрацию телеканала «Дождь» раздавались жалобы на отсутствие возможности слушать голос «другой России». Но этот самый голос рассуждает, что с Крымом «не все так однозначно», потеря оказалась не слишком значительной. Украинские пенсионеры, лишившись возможности просматривать российские сериалы, теперь переживают за героев других бесконечных историй с нерусскими именами.
Развитие, как правило, требует от человека усилий, всегда проще оставить все как есть. Однако результат в конечном итоге оказывается достойным вознаграждением для страны в целом и каждого отдельного гражданина в частности. Не стал исключением и запрет деятельности российских социальных сетей в Украине. Через несколько часов после распространения информации о президентском указе появилось множество публикаций о сервисах, где можно бесплатно слушать музыку.
Людей, которые отказывались самостоятельно выходить за рамки удобного «русского мира», пришлось к этому подталкивать. Судя по всему, через некоторое время сами же активные пользователи будут благодарить за введенный запрет, но процесс не обещает быть быстрым. Особенно упорные ленивцы будут искать способы жить привычной жизнью – использовать анонимайзеры и подобные хитрости. Но подрастающее поколение пользователей в далеком будущем может и не вспомнить о «ВКонтакте» и «Одноклассниках», как сейчас многие не знают, что 26 лет назад Майдан был площадью Октябрьской революции.
Вместе с тем украинскую власть все же можно упрекнуть в некой избирательности. Социальные сети запрещают тогда, когда в Украине продолжают работать не менее опасные агенты влияния Москвы – религиозные организации, банки, компании, отдельные политики. В некоторых из указанных примеров разрыв связей представляет собой более сложную задачу, чем запрет «ВКонтакте» и «Одноклассников», где-то решительные шаги приведут к неприятностям для экономики, в ряде случаев сложности вызывают «договорняки» власти. Тем не менее обществу также не следует жить, руководствуясь принципом о недопустимости каких-либо запретов «пока (фамилия негодяя и подлеца) не сидит». Позитивный шаг остается таким, даже если сразу после него не следуют другие.