Украинские эксперты и пользователи социальных сетей довольно активно обсуждают очередную попытку российской оппозиции пристыдить украинское руководство. Павел Казарин утверждает, что заявление Ксении Собчак позволяет оценить эмансипацию Украины. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Крым. Реалии».
Журналист и политический обозреватель Павел Казарин в своей публикации напоминает, что российская оппозиционерка Ксения Собчак недавно решила отругать украинского президента. По мнению россиянки, украинский президент не только недостаточно демократичен, но и не понимает свою страну и совершает ошибки. Примечательно, что совсем недавно оппозиционерка с подобными речами обращалась к российскому президенту.
Можно предположить, что своим обращением к украинскому коллеге Владимира Путина Ксения Собчак попыталась «соблюсти баланс». Сам факт обращения и его содержание, по мнению обозревателя, может служить хорошей иллюстрацией к разговору о современных отношениях между Украиной и Россией, а также о статусе Крымского полуострова.
Проблемой Ксении Собчак и многих ее единомышленников Казарин называет то, что они по привычке пытаются выступать с позиции «совести нации», даже когда речь идет о событиях в Украине. В своем стремлении защищать права угнетенных украинцев, лишенных права доступа к популярным некогда российским сайтам, оппозиционеры забывают о том, что по обе стороны межгосударственной границы находятся разные нации.
В способе восприятия украинцев российские оппозиционеры практически не отличаются от своих оппонентов. Для сторонников российской власти и ее противников одинаковой условностью являются пограничные столбы. Российские политики свято верят в то, что украинско-российская граница никоим образом не может помешать их праву на нравоучение. Популярным занятием среди российских оппозиционеров и провластных политиков является указание на ошибки, совершаемые должностными лицами в Украине.
В этом плане Ксения Собчак не одинока. Периодически кто-то из ее коллег по российскому либеральному цеху, побуждаемый возмущением, решается прилюдно отчитать украинцев. Либералы забывают о том, что легитимность их аннотаций заканчивается на том месте, где начинается украинская территория. Поэтому нравоучения имеют смысл лишь в том случае если адресаты готовы слушать российских оппозиционеров.
Ситуация в очередной раз доказывает, что судьбу полиса могут решать только его граждане, просто по факту общей судьбы. В силу этой же причины межгосударственные границы действительно имеют значение. При всех своих позитивных и негативных сторонах Петр Порошенко является украинским президентом, которого выбрали украинцы. Вопрос политического будущего украинского президента граждане страны вполне могут решить самостоятельно, без опеки и попечительства Ксении Собчак.
В Москве до сих пор не поняли, что отношение к Украине нужно менять.
Российская телеведущая не пытается учить уму-разуму президента Финляндии Саули Нийнистё. Однако украинскому президенту она указывает на якобы совершенные ошибки. Разница в подходе свидетельствует лишь о том, что в сознании россиян Хельсинки являются столицей отдельного суверенного государства, а Украина до сих пор выступает своеобразной концентрацией ожиданий. Имперцы и либералы отличаются между собой только содержанием ожиданий. Выбор одинаковой интонации либералами и провластными политиками является четким сигналом о том, что соседнюю страну в Москве продолжают воспринимать как «свое», а не «чужое».
Отсутствие понимания в очередной раз доказывает, что российские политики до сих пор не осознали, какие именно процессы запустила в Украине аннексия Крымского полуострова. Вторжение на полуостров в свое время стало лучшим доказательством того, что никакие уступки россиянам гарантировать безопасность Украины не могут. Казарин подчеркивает, что в феврале 2014 года в Украине начался процесс политического и культурного оконтуривания государства. Около 3 лет назад Украина начала дистанцироваться от российского государственного, сейчас уходит от оппозиции соседней страны.
Процесс отдаления Украины воспринимается в России довольно болезненно, в том числе из-за присутствия большого количества русского языка в украинском медиапространстве. Снизить объем русского языка в украинском эфире поможет принятый накануне Верховной радой закон. До момента его принятия русский язык на украинском телевидении, в радио-эфире, на страницах печатных и электронных масс-медиа рождал иллюзию одинаковости и однотипности.
Ложной эта иллюзия является потому, что ничего общего между российскими либералами и русскоязычными украинцами больше не осталось. Условный российский либерал главным своим противником называет президента Путина и авторитаризм, для украинца соперником выступает российское государство. В максимальном ослаблении врага русскоязычные украинцы кровно заинтересованы, но вряд ли с этим согласятся российские оппозиционеры.
На современном этапе статус «российского оппозиционера» перестает давать своему обладателю кредит доверия в глазах украинского общества. Некоторую пикантность ситуации придает то, что граждане двух стран могут понимать друг друга без перевода, поэтому по инерции вступают в виртуальные противоборства на страницах социальных сетей. Казарин убежден, что как только украинцы перестанут реагировать на любые замечания россиян – эмансипацию Украины можно будет считать завершенным процессом.