Уже через два года украинские тепло- и энергогенерирующие предприятия могут полностью отказаться от антрацитового угля, заменив его углем марки Г (газовый), который в достаточных количествах добывают в шахтах на подконтрольных Киеву территориях. Об этом накануне на заседании Кабинета министров заявил министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик.
Вчера, 24 мая, Кабмин утвердил Стратегию развития угледобывающей отрасли Украины. Главные направления этого документа – переход на бездотационную работу государственных шахт, а также увеличение добычи угля на них. Вице-премьер-министр Владимир Кистион, курирующий топливно-энергетический комплекс страны, отметил, что этот документ дает четкий поэтапный план стабилизации работы угледобывающей отрасли. Кроме того, реализация Стратегии позволит уменьшить расходы, оптимизировать непрофильные активы, сократить управленческий персонал. Документ также предусматривает решение ряда социальных и экологических проблем, в первую очередь в моногородах, где шахты являются градообразующими предприятиями.
Глава Минэнерго Насалик отметил, что к концу нынешнего ода 70 процентов государственных шахт выйдут на уровень безубыточности, а добыча энергетического угля на них вырастет до 8,7 млн. тонн. Выход на уровень безубыточности, подчеркнул министр, дает возможность выставить на приватизацию угольные шахты по приемлемым для государства ценам.
Насалик также отметил, что в случае выполнения Стратегии развития угледобывающей отрасли уже в 2019 году Украина сможет полностью отказаться от антрацитового угля для тепло- и энергогенерирующих предприятий. Он сообщил, что в этом году украинские предприятия снизят потребление антрацита на треть по сравнению с прошлым годом – до 7 млн. тонн вместо 10,6 млн. тонн.
Эксперты издания для инвесторов «Биржевой лидер» напомнили, что в феврале этого года, когда активистами разворачивалась блокада ОРДЛО, Насалик оценил полный отказ от антрацита с оккупированных территорий Донбасса в 15 млрд. гривен. Однако эта цифра может быть сильно завышенной, считают эксперты БЛ. Март-апрель, когда блокада ОРДЛО перешла на государственный уровень, показали, что у Украины есть мощные резервы по выработке электро- и теплоэнергии: энергосистема страны спокойно перестроилась, изменив свою структуру. Так, тепловые электростанции (ТЭС) сократили производство электроэнергии, но ее объемы без особых усилий компенсировали атомные и гидроэлектростанции. В итоге доля ТЭС в выработанной в стране электроэнергии сократилась с 40 до 25 процентов, зато увеличилась доля АЭС и ГЭС. А по прогнозам Минэнерго, в мае на ТЭС будет произведено всего 6 процентов электроэнергии!
Опыт с природным газом показал, что нет ничего невозможного: разве мог кто-то лет пять назад представить, что Украина полностью откажется от российского голубого топлива? Как оказалось – вполне возможно, и Украине на это понадобилось всего-то пару лет.