До 2014 года Украина была откровенно пророссийским государством. Оккупация Крыма и вторжение российской армии в Донбасс сделали Украину антагонистом России.
Это не эмоциональная оценка, а выводы из сравнения исследований социологов до и после начала путинской агрессии против Украины. Об этом в интервью интернет-изданию «РБК-Украина» рассказала один из самых авторитетных социологов Украины, директор фонда «Демократические инициативы» Ирина Бекешкина.
До бегства «гаранта» Януковича на юго-востоке Украины пророссийски настроенных граждан было большинство. Но даже в Западной Украине к России тогда относились в основном нейтрально – «без любви, но и без вражды». А в 2014 году «Путин приобрел Крым, но потерял Украину». Сегодня в Украине в целом пророссийски настроенных граждан не более 15-20 процентов, на Востоке и Юге может быть до 30 процентов, «но не большинство».
До аннексии Крыма и войны в Донбассе украинцы всегда ценили Путина выше своих президентов. Максимальная оценка по 10-балльной шкале, которую получал глава украинского государства, была 5,6 балла – у Виктора Ющенко сразу же после избрания его президентом. А президенты РФ Путин и Медведев у украинцев оценку ниже 6 баллов никогда не получали. А в 2014 году случился обвал – украинцы Путину выставили 3,4 балла, выше симпатии к хозяину Кремля больше никогда не поднимались.
Языковой вопрос на самом деле никогда не был болевой точкой в Украине – его поднимали политики исключительно перед выборами, чтобы мобилизовать свой электорат, отметила Бекешкина. Например, во времена Януковича вопрос статуса русского языка для жителей Донецкой области по значимости стоял только на 12-м месте, а в Луганской – вообще на 17-м. И даже в Крыму языковой вопрос был лишь 4-м по значимости для местных жителей. До начала российской агрессии большинство украинцев, как свидетельствуют соцопросы, было за предоставление русскому языку статуса второго государственного. Сегодня же даже в сугубо русскоязычной группе населения Украины только половина хотела бы придать русскому языку статус государственного, четверть – против и еще столько же не определились. И с каждым годом эта ситуация меняется не в пользу «великого и могучего»: если старшему поколению трудно приспособиться к языковым изменениям, то молодежь живет уже в другой среде. В пользу этого тезиса говорит спокойное в целом восприятие украинским обществом – вне зависимости от национальной принадлежности – недавнее введение 75-процентной квоты украиноязычных передач на телевидении. «Думаю, при нормальной политике, без выкручивания рук, при позитивной динамике поддержки украинского языка в следующем поколении мы этой проблемы уже иметь не будем», – считает социолог.
Происходит отрыв Украины от России – во многом болезненный, но объективный. И «если раньше этот отрыв шел медленно, то сейчас он идет интенсивно», отметила Бекешкина. А через поколение украинцы перестанут вообще ориентироваться на Россию.
На заключительный вопрос интервью «Действительно ли, что все, что отдаляет нас от России, идет на пользу Украине?» Ирина Бекешкина ответила: «То, что нас отдаляет от «русского мира» и приближает к европейскому – да, на пользу».