Довольно часто в последнее время при обсуждении ситуации на Донбассе политики и эксперты рассматривают возможность применения «хорватского сценария» для деоккупации. Эксперты указывают позитивные и негативные последствия применения этого сценария в украинских условиях, сообщают журналисты раздела «Новости Украины» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на ВВС.
Обозреватель Светлана Дорош в своей публикации пишет, что в последнее время при обсуждении ситуации на Донбассе все чаще от политиков и экспертов можно услышать словосочетание «хорватский сценарий». Активнее об этом начали говорить после того, как секретарь СНБО Александр Турчинов на прошлой неделе заявил о необходимости завершения АТО и «перехода к новому формату защиты от гибридной войны».
Законопроект, который украинский парламент может рассмотреть на летней сессии, сейчас готовит рабочая группа, в состав ее включены не только депутаты, но и эксперты с сотрудниками СНБО. Первый вице-премьер и представитель Украины в контактной группе по урегулированию конфликта на Донбассе Ирина Геращенко уверяет, что проект закона предусматривает невоенный способ прекращения войны. На своей странице в социальной сети Facebook Геращенко написала, что Украина сохраняет приверженность политико-дипломатическому пути урегулирования конфликта на Донбассе, но борется за деоккупацию и возвращение территорий.
«Хорватский сценарий» имеет немало сторонников, в первую очередь на бытовом уровне. Целесообразность проведения военной операции вместо «антитеррористической» поддерживают и некоторые военные эксперты. Внимание к этому сценарию объясняется тем, что происходящее на Донбассе похоже на ситуацию, в которой 4 августа 1995 года хорватская армия начала операцию «Буря». По прошествии нескольких дней в результате реализации операции была ликвидирована самопровозглашенная «республика» Сербская Краина.
За 84 часа удалось восстановить хорватский конституционно-правовой порядок на всех оккупированных сербскими сепаратистами территориях, за исключением восточной Славонии. Всего для операции было задействовано около 200 тысяч хорватских военных. Накануне наступательной операции президент Хорватии Франьо Туджман выступил с официальным заявлением, в котором сообщил, что попытки мирного урегулирования конфликта оказались провальными. Президент объяснил, что для восстановления суверенитета Хорватия вынуждена перейти к военным действиям.
Украинский парламентарий и военный эксперт Дмитрий Тымчук убежден, что власти нужно реализовать «хорватский сценарий» на Донбассе в силу ряда причин. В публикации на своей странице в социальной сети Facebook парламентарий объяснил, что этот сценарий может стать причиной полного вывода российских военных и наемников из Донбасса и прекращения обеспечения 2 армейских корпусов, воюющих в регионе против украинской армии.
Кроме того, после военной операции российско-террористические войска, как целостная структура, прекратят свое существование, после этого остались бы только разрозненные группы местных мародеров. Депутат утверждает, что сценарий с реализацией военной операции в конфликтном регионе Украины поддерживает много местных жителей, которые желают скорейшего прекращения войны.
Сценарий имеет позитивные и негативные стороны.
Не соглашается с мнением коллеги военный эксперт, директор информационно-консалтинговой компании «Defense Express» Сергей Згурец. Он утверждает, что военная операция на Донбассе невозможна из-за наличия нескольких обстоятельств. По словам эксперта, Генштаб украинской армии изучал возможность применения хорватского опыта и пришел к выводу о высоком уровне угрозы в случае реализации этого сценария.
В первую очередь Згурец обращает внимание на высокое количество жертв в случае проведения военной операции. Речь идет о предположительной гибели десятков тысяч людей. Эксперт напоминает, что на сегодняшний день соотношение между украинскими военными и боевиками на Донбассе составляет приблизительно 1:1, для реализации военной операции нужно соотношение 1:3 в пользу украинских воинов, поэтому сейчас цена реализации «хорватского сценария» может быть очень высокой.
Также на сегодняшний день после передислокации некоторые подразделения российской армии находятся на расстоянии менее 100 километров от украинской границы. Близкое размещение подразделений позволяет боевикам рассчитывать на военную поддержку с территории России. С высокой долей вероятности, по утверждению эксперта, можно ожидать, что когда украинская армия дойдет до границы, россияне устроят провокации, которые позволят им применить оружие со своей территории.
Именно наличие российской армии вблизи межгосударственной границы Згурец называет принципиальным отличием расстановки сил на Донбассе от ситуации в Сербской Краине в 1995 году. Сепаратисты не могли рассчитывать на помощь Сербии, поскольку «республика» была отделена от нее сотнями километров территории Боснии. Кроме того, над «войсками» Краины хорватская армия имела значительное военное преимущество.
В подготовленном недавно докладе Национального института стратегических исследований при украинском президенте содержатся выводы экспертов относительно способов возвращения Крыма и Донбасса. Профильные специалисты указали позитивные и негативные последствия применения «хорватского сценария»:
- среди позитивных моментов значится восстановление территориальной целостности Украины и победа в войне, увеличение шансов на привлечение к ответственности виновных в государственной измене, коллаборационизме и терроризме. Кроме того, у Киева появляется возможность диктовать свои условия местной и региональной элите;
- негатив применение этого сценария заключается в высоких человеческих жертвах, увеличении затрат на армию и восстановление разрушенной инфраструктуры региона. Также после задействования военного сценария значительная часть местных жителей будет хуже относиться к украинской власти. Неизбежно ухудшение отношений с Россией и Евросоюзом, где сохраняют приверженность политико-дипломатическому пути разрешения конфликта.