Громом среди ясного неба в России и Украине прозвучала в конце июня новость о том, что в оккупированном Крыму задержан видный боевик «армии ДНР» Вадим Погодин, которого могут выдать Киеву.
Уроженец Донецкой области, принимавший самое активное участие в «русской весне» в Донбассе и возглавлявший батальон «Керчь», Погодин был задержан по запросу правоохранительных органов Украины при посредничестве Интерпола (в международном розыске тот находился с середины 2015 года). Ему вменяется в вину жестокое убийство 16-летнего Степана Чубенко летом 2014 года – за то, что он не поддержал образование сепаратистской республики в Донбассе. При этом он никогда не брал в руки оружие – только участвовал в мирных протестах против сепаратизма и акциях в поддержку новой украинской власти. А мальчишку после нечеловеческих пыток расстреляли без суда и следствия.
Степан Чубенко. Ему было всего 16 лет
Еще осенью 2014 года Погодин сбежал из Донбасса в Крым, где без всяких регистраций проживал в Ялте. Он был абсолютно уверен в своей безнаказанности и в том, что Киеву его российская власть не выдаст. Потому и спокойно явился по вызову в городской отдел полиции в Ялте. Но российские полицейские неожиданно арестовали его, а городской суд отправил его под стражу на 40 дней – до решения вопроса о его экстрадиции в Украину.
В рядах боевиков, которые уже давно перебрались в «теплые края» подальше от войны в Донбассе – в Российскую Федерацию, Крым, Абхазию и т. п., началась паника, ведь теперь они не могли чувствовать себя в безопасности и должны были опасаться выдачи Украине как убийцы мирных граждан. Залечь на дно, как оказалось, даже под крылышком благосклонного когда-то Кремля не удалось. Российский доброволец из Мордовии Иван Семенов так написал в своем аккаунте в Фейсбуке: «Я считаю, что этот случай просто вопиющий. Это очень большой прецедент для того, чтобы задержать любого ополченца. Так могут поступить с каждым».
На защиту детоубийцы кинулись российские «авторитеты». Приснопамятный Стрелков-Гиркин, на руках которого еще больше крови мирных жителей Донецка и Славянска, попросил не выдавать Погодина Киеву. Несколько депутатов Государственной думы РФ обратились с такой же просьбой в российское МВД.
Случай с Погодиным – беспрецедентный: еще ни одного боевика Россия Украине не выдала. По данным донецкого журналиста Дениса Казанского, «было несколько случаев, когда Россия уже сажала в поезд (боевиков – Ред.), и только в Брянске их снимали с поезда. То есть за одну-две железнодорожные станции от границы. Но они не выдавали людей, не довозили».
Не исключено, что случаем с Погодиным Кремль посылает четкий сигнал тем боевикам, которые «покинули поле боя» и ныне отсиживаются в тылу: пора возвращаться на войну, ведь сепаратисты сами признаются, что пушечного мяса им сильно не хватает.
Есть еще одно серьезное «но» в вопросе экстрадиции Погодина: он слишком тесно был связан с Хмурым – российским кадровым офицером, сыгравшем ключевую роль в уничтожении из «Бука» малазийского Боинга в небе Донбасса летом 2014 года. Таким свидетелям лучше умереть от инфаркта либо повеситься в СИЗО…
Вряд ли Москва выдаст Погодина Украине. Но вот сошкам помельче придется опасаться за свою жизнь до последнего дня своего жалкого существования, ведь для Кремля они – отработанный материал, которым и пожертвовать не жалко в пропагандистских целях.