Привыкшие за более чем два десятилетия к активности в ультраполитизированной Украине крымчане после оккупации оказались в стране, где даже разговоры о политике всерьез табуированы, отметил Павел Казарин в своем блоге на сайте интернет-издания Крым.Реалии.
Не по их воле на экранах телевизоров вместо острых политических ток-шоу появились юмористические шоу и КВН, где шутят о теще, но не о политике и политиках, «где любое обсуждение политики на уровне солидаризации и личностного со-участия немыслимо», потому что политика монополизирована российскими элитами, и этим своим исключительным правом власть имущие не хотят делиться даже с теми, кто их поддерживает.
Однако вытеснить казацкую вольницу из умов не так-то просто – требование «не думать о белом кролике» делает разговором о политике все, что угодно: мироточащий бюст Николая II, отмену спектакля «Нуреев» в Большом театре, кинопремьера Звягинцеа и т. п. Просто разговоры о политике перешли в форму иносказаний – как когда-то во времена СССР. Так решительно все становится политическим обсуждением, «как в задраенном котле пар прорывается наружу через мельчайшие трещинки и щели».
В Кремле уверены, что любая политическая дискуссия – это первый шаг, чтобы примерить ответственность на себя, претензия на субъектность. Граждане должны быть тотально безответственны и руководствоваться правилами «я человек маленький», «им наверху виднее». То есть массовкой, как было весной 2014 года в Крыму, россиянам быть разрешено. Но не более.
Идеологическая основа нынешней России – не православие или народность, а цинизм, отказ от принципов, неверие в идеалы. И если ты не согласен, то приходится «осваивать эзопов язык», обсуждая политические темы «при помощи косвенных поводов и смежных тем, которые могут быть любыми по форме и содержанию».
Весной 2014 года российские власти намеренно вовлекали крымчан в политику, потому что это было тогда им на руку. У крымчан поддерживали иллюзию, что именно они, крымский народ, инициаторы «возвращения в родную гавань». Но теперь «с каждым новым днем Крым от этого самоощущения будут отучать», резюмировал Павел Казарин.