Соседние страны в последние недели критикуют Украину за утвержденную концепцию реформы образования. Во многих соседних государствах заявили, что принятый парламентом закон нарушает права национальных меньшинств. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Украины» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Обозреватель».
Языковая составляющая в реформе образования легла на почву, щедро удобренную былыми разногласиями и правыми настроениями. В результате Украина стала заложницей в политических играх соседних государств. Представители Венгрии, Румынии, Польши, Молдовы и России заявили, что принятый украинскими законодателями проект реформы нарушает права национальных меньшинств.
В Словакии и Беларуси пока украинцев за это не критиковали. Венгерское направление, как оказалось, является наиболее проблемным. Относительно языковых нововведений Будапешт занял самую жесткую и агрессивную позицию, фактически объявив Киеву холодную дипломатическую войну.
Согласно утвержденному закону, с 1 сентября следующего года дошкольное и начальное образование дети смогут получать на языке национальных меньшинств, государственный язык при этом будет изучаться параллельно. Начиная с пятого класса, будет задействован обратный принцип. Этот пункт реформы вызвал наиболее ожесточенные дискуссии среди парламентариев и спровоцировал шквал критики со стороны соседних стран, указывающих на нарушение конституционных прав национальных меньшинств.
Свою обеспокоенность законом на прошлой неделе высказали Румыния и Польша, но формулировки были довольно дипломатичным. Реакция Венгрии с самого начала была довольно жесткой. В первую очередь глава венгерского МИД Петер Сийярто, повторяя риторику российского президента Путина, назвал украинскую реформу «ножом в спину». Затем в Будапеште сообщили, что собираются препятствовать Украине на международной арене и по возможности блокировать важные для Киева решения и инициативы. Венгрия подала жалобу в Европейский союз, ОБСЕ и ООН.
Для Киева ситуация создается довольно некомфортная, но единолично поставить крест на евроинтеграции Украины Будапешт вряд ли сможет. Следует учитывать, что в Евросоюзе венгерское руководство воспринимается как маргинальное через довольно эксцентричный политический курс. Будапешт конфликтует с Брюсселем, влияние Венгрии ограничено. Тем не менее, создать Украине дополнительные сложности Венгрия может.
Дипломатическая война с соседним государством Киеву вряд ли нужна. Особенно неприятным этот сценарий выглядит с учетом российской агрессии, постоянного конфликта с Польшей и неоднозначной позиции Беларуси. Однако не следует забывать, что преданным и последовательным союзником Киева Будапешт никогда не был.
Будапешт также испытывает фантомные боли.
В действительности разногласия между Украиной и Венгрией корнями уходят намного глубже, чем образовательная реформа. По-прежнему сильными в соседней стране являются фантомные боли, вызванные утратой территории после распада Австро-Венгерской империи. Будапешт давно и активно спекулирует на теме национальных меньшинств и венгерских автономий, в том числе в контексте украинского Закарпатья.
Спекуляции происходят на официальном уровне. В марте текущего года венгерский вице-премьер-министр Жолт Шемьен призвал пропагандировать венгерские партии и автономии на территории других государств. Чиновник сообщил, что выживание венгров, проживающих за границей, непосредственно зависит от того, смогут ли они достичь успеха «двигаясь в направлении достижения автономии».
Идеальным поводом для новой волны политических спекуляций оказалась реформа образования в Украине. В значительной степени заявления официального Будапешта направлены на внутреннее потребление, в обществе фиксируется заметный рост националистических настроений. В то же время неоднократно руководство Венгрии делало реверансы в сторону России. Ультраправая партия «Йоббик» третья по величине политсила в парламенте Венгрии, представители ее с трибуны ПАСЕ называли Крым российским, а Закарпатье – мадьярским.
Отчасти российский привкус имеют и возмущения Молдовы из-за реформы образования. Раскритиковал украинский закон известный своей пророссийской позицией президент Додон, а не проевропейские премьер-министр или глава МИДа. В Москве, как это ни странно, долгое время после утверждения украинской реформы молчали. После жалобы Будапешта в ОБСЕ, ООН и ЕС российский МИД заявил о целесообразности применения коллективных усилий для «противодействия политике властных структур Украины, попирающих общепризнанные правочеловеческие стандарты».
В действительности претензии соседних стран носят скорее политический, чем правовой характер. Закон Украины «Об образовании» не противоречит нормам Конституции страны и Европейской хартии региональных языков и языков меньшинств. Языковый пункт депутаты включили в закон с учетом устойчивой тенденцией на снижение уровня среднего образования у детей, обучающихся на языке национальных меньшинств.
В Министерстве образования сообщают, что в 2016 году более 36 процентов выпускников из Закарпатья внешнее независимое оценивание по украинскому языку сдали с результатом от 1 до 3 баллов по 12-бальной шкале. Худшие результаты зафиксированы в Березовском районе, месте компактного проживания венгерской общины, где от 1 до 3 баллов получили 75 процентов выпускников. Порог тестирования по украинскому языку в прошлом году не преодолели 60,1 процента школьников, относящихся к венгерскому и румынскому меньшинству.
В результате возможности детей из национальных меньшинств получить высшее образование в Украине ограничены. В министерстве сообщили, что такие тенденции являются крайне тревожными, поэтому Украина должна реагировать, чтобы обеспечить повышение образовательных шансов детей и их конституционное право на труд. Несмотря на критику соседних стран, Киев дал четко понять, что вносить поправки в образовательную реформу в части языкового вопроса не планирует. С однозначными заявлениями по этому поводу выступили в МИДе, Минобразования и Верховной Раде.