В современных украинских условиях многие задаются вопросом о количестве агентов, завербованных для выполнения тех или иных целей иными странами. Эксперты полагают, что агентурная сеть является достаточно масштабной. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Украины» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Укринформ».
Обозреватель Евгений Якунов в своей публикации пишет, что на основании некоторых аналогий можно сделать вывод о том, что в современной Украине есть около полумиллиона агентов КГБ. Он уточняет, что речь идет не о добровольных стукачах, а о завербованных и натренированных профи. Практически каждую неделю сотрудники спецслужб раскрывают агентов или резидентов российских спецслужб, недавно в Харькове раскрыли подобную структуру, состоящую из 18 человек.
Очевидно, что много подобных шпионских гнезд еще остались неразоблаченными. Судя по всему, настоящих масштабов проникновения вражеской агентуры в украинское общество никто не знает. Бывший депутат латвийского парламента Линард Муциньш недавно сообщил, что в 1991 году повстанцам удалось захватить архивы республиканского КГБ. В журналах агентуры тогда повстанцы насчитали 25 тысяч фамилий, население всей страны составляло 2,5 миллиона человек.
На тот момент в Украине проживало 54 миллиона человек. Несложные подсчеты показывают, что на заре украинской независимости в стране было более полумиллиона агентов КГБ – профессионалов, завербованных и вышколенных по соответствующим стандартам. Проверить эту цифру невозможно, поскольку украинские национал-демократы разрешили вывезти все архивы КГБ в Москву после принятия Акта о независимости. Многим украинским «патриотам» это решение понравилось, поскольку их имена в архивах также были указаны.
Недоработки тогдашнего главы республиканского КГБ Галушко в феврале 2014 года ликвидировал экс-глава СБУ, российский гражданин Якименко. Без какого-либо сопротивления он забрал остатки архивов КГБ. Это значит, что агентурная сеть, сформированная еще во времена Берии, продолжает жить. Судя по всему, сеть не сокращается, а еще и размножается.
Компромат, предательство и профессиональная вербовка.
Украинский политический бомонд своим поведением очень часто напоминает сборище фриков, что Муциньш называет первым признаком нашествия агентов. Политик объясняет, что со стороны действия многих агентов выглядят странными и ненормальными, но поведение такое объясняется стремлением к дезорганизации. Бывший советский шпион, ставший сейчас писателем и историком, Виктор Суворов в своей новой книге «Советская военная разведка» рассказывает о некоторых тонкостях вербовки.
Суворов пишет, что использование компромата редко оказывается эффективным. Вместо этого вербовщик старается вселить в завербованного ощущение всепоглощающего счастья, полностью подчинить своей воле. Для достижения желаемого эффекта вербовщик на протяжении года культивирует в будущем шпионе мотивы, которые помогут предать. Все проблемы, которые есть у человека, иностранные спецслужбы стараются обострить максимально, банальное недовольство политическим режимом в результате превращается в ненависть. На следующем этапе вербовщику нужно всего лишь произнести нужные слова и выслушать человека, после чего попросить собеседника оказать маленькую услугу.
В качестве благодарности за произнесенный в нужное время месседж или предоставление несекретных данных человек получает довольно щедрое вознаграждение. Постепенно размер благодарности возрастает, задания усложняются. Иногда, даже не осознавая этого, вчерашний надовольный отдельными политическими моментами человек превращается в агента. На следующем этапе его уже открыто побуждают к измене родине и предлагают взамен все меньшие вознаграждения.
Примеров более чем достаточно.
О вербовке агентов российскими спецслужбами позволяет говорить множество примеров из украинской современности. Не так давно из российского плена, удивительным образом избежав длительного заключения, вернулась летчица и депутат Надежда Савченко. Ее поведение по возвращении в Украину можно назвать как минимум странным, с надеждой на ошибку о вербовке парламентария думают многие.
Также неоднозначные выводы можно сделать при изучении опубликованных скриншотов личной переписки небезызвестной Марии Столяровой. О своих политических проектах медиа-специалист из России рассказывает много интересного, хотя сами политики отрицают связь. Для вербовочной деятельности зарубежных разведок журналистская деятельность является идеальным прикрытием, работники прессы хорошо умеют слушать и выведывать заветное.
Недавно опубликована видеозапись вербовки «журналисткой» известной своей неоднозначной позицией поэтессы Евгении Бильченко. Активистка Майдана и поэтесса Бильченко называет себя волонтером «Правого сектора», пишет стихи с намеком на легкую степень «ватности». После нескольких атак правых экстремистов на выступления поэтессы она уехала в Россию и тоскует по «свободе слова» времен Януковича. Не исключено, что атаки радикалов и были попытками трансформировать недовольство поэтессы в ненависть.
С одинаковой вероятностью бросающие гранаты под парламентом патриоты, провокаторы с Майдана и недовольные «инородцами в Кабмине» могут быть дураками и платными агентами. Людей «с твердыми убеждениями» Виктор Суворов в своей книге называет «стальным каркасом разведки». Писатель объясняет, что неважно, во что верит тот или иной человек, нужно только, чтобы за свои убеждения он готов были идти на что угодно.
Большим успехом для разведчика писатель называет выход на борцов с чем-либо. Главное, чтобы люди готовы были что-то громить, взрывать или кого-то убивать ради справедливости. Подобных людей легко вербовать, подстраиваться под них и в дальнейшем использовать. Теоретически и с высокой долей вероятности идейные националисты могут быть на крючке и даже об этом не знать.