Украинские эксперты оценивают представленный общественности законопроект о реинтеграции Донбасса. Роман Безсмертный полагает, что реализация закона приведет к обострению в конфликтном регионе. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Украины» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Апостроф».
Законопроект об обеспечении суверенитета Украины над временно оккупированными территориями общественность начала называть законом о реинтеграции Донбасса. Сейчас документ готовится ко второму чтению. Политик и дипломат, в прошлом представлявший Украину в политической подгруппе трехсторонней контактной группы, Роман Безсмертный выступает с критикой законодательной инициативы.
Содержание документа и особенности внесения его на рассмотрение политик называет тактической игрой, которая не решает вопрос. На самом деле во всей сопутствующей риторике и содержании законопроекта не содержатся инициативы о реинтеграции. Более уместно, по мнению дипломата, называть представленный документ законопроектом «о наказании собственного народа».
Объясняя собственное мнение, политик напомнил, что в Украине более 3 лет идет война. На оккупированных территориях живут люди, как и на остальной части Украины. Во всех средствах массовой информации происходящее называют войной, хотя юридически продолжается реализация антитеррористической операции. Социальный статус граждан по обе стороны от линии разграничения не включает в себя никаких специфических моментов.
Это значит, что население должно быть обеспечено продуктами питания, отоплением, государство должно гарантировать людям получение минимального социального достатка. Соответственно, украинские чиновники должны нести ответственность в ситуации, когда какое-то из указанных правил на практике не выполняется.
Аналогично обычными украинскими гражданами являются незаконно удерживаемые лица. При введении военного положения эти лица находились бы под защитой Женевской конвенции о правах военнопленных. Но формально в стране продолжается АТО, никто не контролирует условия содержания пленников. Как и советская власть в годы Второй мировой войны, теперешнее украинское руководство не контролирует условия содержания военнопленных.
Ни в одном из законопроектов не указан механизм реинтеграции.
Констатирует политик, что по содержанию ни один из представленных недавно двух документов нельзя назвать законопроектом о реинтеграции. Безсмертный объясняет, что в свое время именно он предложил для описания процесса воссоединения Украины с оккупированными территориями термин «реинтеграция». Определение подразумевает движение навстречу и совместные усилия для восстановления утраченной связи.
Подчеркивает дипломат, что авторам документов должно быть стыдно за то, что предложенные механизмы именуют интеграцией. На самом деле, по его мнению, речь идет исключительно о процессе затягивания проблемы, который в результате может привести к эскалации уровня конфликта на Донбассе. Безсмертный предполагает, что ответом Москвы на принятие Киевом закона может быть вызов не только Украине, но и Европе или всему миру.
Убежден дипломат, что существующий конфликт, если его не удастся решить на Донбассе, сначала охватит весь регион, затем континент и распространиться на весь мир. Пока, по мнению политика, украинский президент Порошенко идет по пути обострения войны, вместо остановки для поиска ответов на важные вопросы. Среди прочего Киев должен объяснить европейцам, что принятие закона «Об особом порядке местного самоуправления в ОРДЛО» без включения в документ норм международного права приведет к беде.
На следующем этапе необходимо включить в закон положения конвенции о правах гражданского населения, которое находится в условиях войны и нормы конвенции о применении оружия в военных условиях. В настоящее время нередко боевики ведут стрельбу из населенных пунктов, поскольку понимают, что в ответ никто стрелять не будет. Именно поэтому зенитные или артиллерийские установки устанавливаются в детских садах.
Напоминает политик, что по официальной статистике большинство погибших в подобных конфликтах относятся к гражданскому населению. Безсмертный отмечает, что из общего количества жертв при боевых действиях лишь около 10 процентов приходится на военнослужащих, остальные – гражданское население.
Несмотря на наличие очевидных проблем, в президентских законах отсутствуют ответы на открытые вопросы. Поэтому, по словам политика, законодательные инициативы только усугубляют ситуацию. То есть, официальный Киев признает наличие трудностей, но не вводит правовой режим военного положения. Таким образом, украинское руководство демонстрирует, что судьбы людей, оказавшихся в подвалах, его не интересуют. С точки зрения юридической люди в подвалах не являются военнопленными, Красный крест не может оказать им помощь.
Вместе с тем статистика обмена пленных с помощью механизмов, входящих в Минский процесс, показывает, что этот канал не играет ключевой роли, больше случаев приходится на деятельность полевых командиров. Уточняет политик, что практически ежедневно люди попадают в плен, их освобождают, выполняя какие-то условия (поставки товаров, материально-технического обеспечения, воды, электроэнергии). Функционируют подобные механизмы потому, что Киев не признает правовой режим военного положения на территории конфликтного региона