Как живут простые люди в самопровозглашенных сепаратистских республиках Донбасса? Не живут, а выживают: практически все крупные предприятия и большинство шахт «национализированы» и закрыты, другой работы нет, а если и есть – то неполная рабочая неделя с соответственно урезанной зарплатой. Зато цены на продукты питания заоблачные, а качество их никакое. Радио Свобода в рамках проекта «Донбасс.Реалии» подготовило репортаж с оккупированных территорий.
Стоит ли ждать протестов?
В Алчевске, некогда индустриальном центре Луганской области, остановлены фактически все промышленные гиганты, Алчевский коксохимический завод и местный металлургический комбинат «национализированы» сепаратистами настолько, что их трубы не дымят, зато на их территории выпасают коров. Бедственное положение с занятостью вынуждены признавать сами сепаратисты. В открытом обращении к властям Луганской народной республики они констатируют, что с остановленных промышленных предприятий в массовом порядке вывозится оборудование, конструкции распиливаются на металлолом, бал правят кражи и коррупция. «Доведенные до отчаяния люди готовы выйти на улицы с протестами», – предупреждают они главарей сепаратистов. Это первое публичное признание «местных властей» сепаратистской республики в возможности возникновения стихийных массовых акций протеста.
Правда, луганский журналист Валентин Торба в протестные акции рядовых жителей ЛНР не верит: власти не дадут «майданить» и выступать с требованиями – просто пришлют боевиков с оружием. А для успокоения настроений «дадут какую-то подачку, чтобы заткнулись».
Поголовная безработица.
Безработица – бич Алчевска. Местный правозащитник Юрий Гуков утверждает, что люди не верят в изменение ситуации в обозримом будущем при такой власти. Специалисты с закрытых заводов собирают вещи и уезжают в поисках работы в другие места, потому что если у них и есть работа, то не больше 2 дней в неделю. За месяц получается 8 рабочих дней – и зарплата соответственная. Да и те гроши выплачивают частями с большими задержками, ни о каких авансах и речи нет. Руководивший десяток лет металлургическим комбинатом директор покинул город после того, как нам ввели «временную администрацию» после отжима предприятия у украинских владельцев. Новые хозяева не знают, что делать с комбинатом: сырье, ранее поступавшее из Украины, недоступно, а из России везти экономически нецелесообразно.
В такой ситуации часто кормильцами семьи становятся пенсионеры. Многие старики получают пенсию от Украины и помощь от сепаратистских властей. Например, местная жительница Инна Федоровна растит внуков и правнуков. Дети раньше на заводе работали, но сейчас он закрыт. Мотаются на заработки в Ростовскую область, а своих детей бабушке с дедушкой оставили. Но в России украинцам много заработать не удается – их нанимают на временные работы за копейки, за которые только самому удается не потянуть ноги, а о помощи оставшимся на родине семьям только мечтать можно.
Кому нужны еще работающие предприятия?
В соседней Донецкой народной республике ситуация не лучше. Разве что звона фанфар побольше и обещания фантастичнее. На днях главарь ДНР Захарченко в торжественнейшей обстановке открыл Юзовский металлургический комбинат, который будет обеспечивать республику металлом – а кому он нужен, если заводы стоят? Излишки продукции Юзовки обещают отправлять на экспорт – так там тоже продукцию из ДНР не ждут. Глава Донецкой военно-гражданской администрации Георгий Тука помпу с Юзовским комбинатом объясняет желанием донецких сепаратистов пустить пыль в глаза Москве – мол, мы у матушки-России на шее сидеть не будем. Аргумент солидный, ведь, по подсчетам донецкого губернатора, Москва ежегодно тратит на содержание ДНР-ЛНР около 3 млрд. долларов – и это без расходов на войну.
Захарченко клянется в ближайшее время запустить концерн «Стирол» в Горловке. А куда предприятие будет сбывать свою продукцию, резонно заметил Тука: «Россия выпускает достаточно много удобрений. И, собственно, она существенно конкурирует с украинскими производителями. И им дополнительно еще “Стирол” точно не нужен».
В самой Горловке обещаниям сепаратистов тоже не верят. По словам местных жителей, крупнейшие работающие предприятия в некогда индустриальном центре Донбасса – это хлебзавод и молокозавод. На «Стироле» только в одном или двух цехах поддерживают по минимуму производственный процесс. Все специалисты с этого высокотехнологичного предприятия давно сбежали – в основном в Россию, на аналогичные предприятия, как в Тольятти, например. Поэтому даже если Захарченко и откроет концерн, работать на нем просто-напросто будет некому.
А ведь «Стирол» был фактически градоформирующим предприятием Горловки. Поэтому работы нет и не предвидится. Особенно для мужчин.
Один путь – в боевики.
Мужчинам, традиционным кормильцам семьи, найти работу в оккупированном Донбассе нереально. Есть два выхода: либо отправляться в Россию, куда зазывает реклама на каждом шагу, либо записываться в боевики – там хоть какой-то заработок.
Валентин Торба видит в этом еще один аргумент тому, что массовых акций протеста в ДНР-ЛНР ждать не нужно – протестовать просто уже некому, пенсионеров боевики утихомирят быстро.
Автор: Александр Дынниченко