Результаты и перспективы борьбы с коррупцией в Украине прокомментировал Павел Казарин. Он утверждает, что коррупционеры, получающие значительную прибыль, будут до последнего бороться за сохранение системы, об этом сообщают журналисты раздела «Новости Украины» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Крым. Реалии».
Обозреватель Павел Казарин в публикации своего блога пишет, что коррупционные явления в государствах победить трудно. Причина сложности заключается в том, что проигрывают от коррупции все граждане, но потери их сравнительно небольшие. Выгоду от коррупции получают немногие люди, но размер прибыли заставляет их бороться против любых попыток очистить государственные механизмы от злоупотреблений коррупционеров.
Напоминает Казарин, что в Киеве на протяжении довольно длительного времени безуспешно пытались найти кандидата на должность главы Минздрава. Не в последнюю очередь трудности были связаны с тем, что Министерство здравоохранения является довольно специфическим ведомством. В некоторых министерствах присутствующая коррупция «размазана тонким слоем по бутерброду», в других ведомствах коррупция концентрированная. Украинский Минздрав принадлежит ко второму типу ведомств, поэтому желающих реформировать настолько сложную отрасль нашлось немного.
На условной коррупционной схеме ежемесячно 500 человек могут зарабатывать по 100 тысяч. Совсем по-другому выглядит ситуация, если речь идет о схеме, где выгодоприобретателями выступают 20 человек, каждый из которых получает прибыль в размере десятков миллионов. В первом случае борьба с коррупционной схемой выглядит задачей реальной, во втором из описанных вариантов попытка прекратить функционирование механизма злоупотребления опасна для человека, инициировавшего изменения.
Как правило, в случаях, когда интересы размыты, населению сложно организоваться, чтобы отстаивать свои права. В каждой из подобных ситуаций размер прилагаемых усилий прямо пропорционален предположительному бонусу. Среднестатистический обыватель из-за коррупции в медицинской отрасли теряет регулярно, но сравнительно небольшие суммы, поэтому на баррикады он не пойдет. Коррупционер зарабатывает на незначительных потерях огромного количества людей целые состояния, поэтому он готов до последнего защищать существующую систему.
Противостояния, которые соответствуют этому сценарию, встречались в истории человечества неоднократно. С одной стороны, существует свободный рынок, действующий на каждого, но рассеянно и по касательной. Противостоит ему немногочисленная группа заинтересованных людей. У выгодоприобретателей сильная мотивация, поэтому они активно ведут борьбу. Каждая группа интересов получает внушительную прибыль на том, что ведет борьбу против рынка и коллективного интереса. В результате коррупционные схемы вредны для всех, но большинство людей от них проигрывает незначительно. Выигрывают немного людей, но сумма выигрыша достаточно солидная, чтобы за нее бороться.
Инфантильное украинское общество ждет чудес.
Напоминает Казарин, что украинский обыватель любит жаловаться на коррупцию и на каждом шагу требует ее победить. Однако следует поинтересоваться, что лично среднестатистический украинец готов инвестировать в процесс борьбы против коррупции. Неизвестно, сколько сил граждане готовы потратить, чтобы победить группы интересов, которые паразитируют на каждом из жителей страны.
Точно так же украинцы требуют деолигархизации. Современные украинские «мистеры твистеры» в свое время приложили немало усилий, чтобы взобраться на самый верх социальной лестницы. Еще в 90-х годах они прошли жесточайший естественный отбор – отдельных претендентов на привилегированное положение закапывали в лесопосадках, более удачливые учились преодолевать сопротивление менее зубастых и амбициозных конкурентов. Для получения заветного влияния и ресурсов им пришлось потрудиться.
Все, что на сегодняшний день есть в Украине, Казарин называет наследием олигополии. Практически вокруг каждого ресурса успешно выросла отдельная финансово
-промышленная группа. Свои активы владельцы защищают с помощью специально созданных СМИ, политических партий и системы эшелонированного лоббизма. Вольница, которой так гордится страна, на самом деле является итогом олигархической системы. Из-за отсутствия в стране монополии на деньги украинцы имеют конкурентные выборы, конкурентную прессу и конкуренцию повесток.
Борьбу с коррупцией некоторые украинцы называют задачей государства, которое в нормальных условиях должно выступать оператором общественных интересов. В искаженной реальности государство нередко является оператором интересов отдельных каст. Кроме того, перед тем, как рассчитывать на государство, его нужно приватизировать. Медианный украинский обыватель не готов платить рыночную зарплату тем, кто должен его защищать от «драконов» и затем удивляется, когда узнает, что сами «драконы» платят «ланселотам».
При обсуждении перспектив борьбы с коррупцией украинцы могут напомнить, что результата ждут миллионы граждан. Сложность заключается в том, что обычно количество участников в политических процессах не имеет значения, намного более важна организованность внутри структуры. Неорганизованное большинство не имеет субъектности, организованное меньшинство – имеет.
Власть неизменно принадлежит организованному меньшинству. Соответственно, чтобы претендовать на власть – нужно организовываться, или примкнуть к людям, которые ранее это сделали. Вместо этого инфантильное общество ждет чудес, добрых волшебников с эскимо и немедленного торжества правды и добродетели. Казарин подчеркивает, что реальность принадлежит только тем, кто ее одомашнивает.