Украина намерена использовать зону отчуждения возле Чернобыльской атомной станции. Все амбициозные планы по превращению загрязненной зоны в инвестиционный проект наталкиваются на препятствия, об этом сообщают журналисты раздела «Новости Украины» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
После дня аварии на Чернобыльской АЭС прошло 32 года, зона отчуждения вокруг объекта все еще непригодна для жизни. В целом экологическая ситуация на территории улучшается, но уровень радиации по-прежнему достаточно высокий. В украинском правительстве считают, что чернобыльскую зону можно использовать для получения прибыли. Глава Минэкологии Остап Семерак рассказал, что зону отчуждения в Киеве намерены использовать как территорию инновационных изменений, чтобы вернуть ее в хозяйственное использование, с учетом радиационных рисков.
Кабмин решил сделать ставку на возобновляемые источники энергии. На загрязненной радиацией территории Киев намерен построить хаб солнечных и ветровых электростанций. Сгенерированную объектами электроэнергию можно через сеть электроподстанций, оставшихся от Чернобыльской АЭС, поставлять в единую энергетическую сеть страны. По заказу правительства и при финансовой поддержке французской власти компания Tractebel Engineering разработала предварительное технико-экономическое обоснование строительства парка из наземных солнечных панелей на территории зоны отчуждения.
Эксперты утверждают, что в зоне отчуждения можно построить парк солнечных электростанций мощностью 1,2 ГВт. Потенциальные инвесторы были ознакомлены с инициативой украинского правительства. В марте прошлого года Госагентство по управлению зоной отчуждения провело конкурс среди компаний, готовых принять участие в строительстве объектов солнечной энергетики в чернобыльской зоне. На получение земельных участков для строительства и эксплуатации таких объектов претендовали более 50 компаний из разных стран.
Выиграла конкурс частная компания ООО «Солар Чернобыль», которая работает в консорциуме с украинским предприятием Rodina и компанией Enerparc AG из Германии. Победитель конкурса вложил в проект около 1 миллиона евро и в октябре прошлого года начал строительство первой электростанции мощностью 1 МВт. План проекта предусматривал, что начальные инвестиции компания сможет вернуть через 7 лет.
В течение месяца было завершено строительство электростанции, однако на протяжении полугода объект не могут подсоединить к объединенной энергосети. Владелец компании «Солар Чернобыль» Евгений Варягин рассказал, что для предприятия этот проект пилотный и, как первопроходец в данном направлении, практически на каждом шагу компания сталкивается с препятствиями. Законодательство, которое регламентирует любую деятельность в чернобыльской зоне, осталось на уровне 1990-х годов, поэтому каждый шаг в процессе строительства требует внесения изменений в действующую нормативную базу.
На этом пути предприниматель ожидаемо столкнулся с традиционным для украинского бизнеса явлением. Ему предлагают решить все вопросы за взятку. По утверждению Варягина, часто чиновники предлагают ускорить процедуру согласования за деньги. Тем не менее, для партнеров из консорциума ведение прозрачного бизнеса имеет огромное значение, подковерные договоренности недопустимы, взятки они не давали и не дают. Принципиальную позицию консорциума предприниматель называет одной из причин того, что процедура согласования затянулась.
В процессе реализации стоимость проекта может возрасти.
Предприниматель не уточняет, кто именно просил взятку и какие сложности предлагал решить за дополнительную плату. Варягин только рассказывает, что местами у него опускались руки, а друзья советовали бросить проект и заняться строительством электростанций в других местах. Тем не менее, предприниматель отказался, поскольку для компании этот проект репутационный. После успешного запуска первой электростанции компания планирует построить еще один подобной объект, большей мощности.
Остап Семерак в свою очередь отмечает, что правительство оказывало содействие предпринимателям. По словам министра, за помощью в ведомство инвестор не обращался. Чиновник добавляет, что в 2016 году парламент принял закон, урегулировавший проблемные вопросы в правовом режиме на территории чернобыльской зоны. Среди прочего были упорядочены особенности использования земли и воды, внесены изменения в механизм градостроительной деятельности и властных полномочий на территории зоны отчуждения.
Глава Минэкологии констатирует, что ведомству удалось добиться возможности использования чернобыльской зоны в коммерческом режиме. Семерак отметил, что на сегодняшний день правительство ведет переговоры с двумя компаниями, обсуждаются перспективы строительства на загрязненной территории ветровых электростанций. Детали переговоров пока неизвестны.
Председатель Украинской ассоциации возобновляемой энергетики Алексей Оржель сообщает, что солнечная энергетика сейчас в Украине стала привлекательным и довольно перспективным видом бизнеса. Произведенную с помощью солнца электроэнергию государство покупает по «зеленому тарифу», который привязан к курсу евро и является одним из самых высоких в Европе. Лишь за прошлый год в Украине были введены в эксплуатацию объекты альтернативной энергетики, генерирующие энергию общей мощностью 257 МВт, из них 211 МВт приходится на солнечную энергетику.
Вместе с тем, инвесторам не выгодно инвестировать средства в строительство солнечных электростанций на территории вокруг Чернобыльской АЭС. Оржель объясняет, что из-за радиационного загрязнения зоны отчуждения вести работы на открытой почве невозможно, необходимость создания железобетонного покрытия осложняет строительство. Кроме того, до сих пор не урегулированы все законодательные сложности. Поэтому сложно сказать, насколько возрастет стоимость проекта к моменту завершения строительства объекта.
В Кабмине сообщают о разработке дополнительного законопроекта о деятельности в промышленной зоне возле Чернобыльской АЭС (10-километровая зона отчуждения). Принятие закона позволит более эффективно использовать в промышленных целях имущество и объекты чернобыльской зоны. В ближайшее время законопроект будет рассмотрен парламентариями.