Украинские парламентарии приняли закон о Высшем антикоррупционном суде. По мнению экспертов, документ представляет собой результат компромисса, что может негативно отразиться на работе суда, об этом сообщают журналисты раздела «Новости Украины» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
Комментируя принятие парламентариями решения о создании Высшего антикоррупционного суда, украинский президент Петр Порошенко назвал событие победой украинского народа, правительства, каждого депутата, поддержавшего инициативу, и своей как главы государства. На вчерашнем голосовании Верховная рада приняла в окончательном чтении соответствующий законопроект, подготовленный президентской командой.
Повод для радости у президента действительно есть. С плеч украинского лидера упал груз обязательств, данных международным кредиторам Украины. На протяжении 2 лет западные партнеры Киева требовали от руководства страны выполнения своего обещания. Принятие закона о Высшем антикоррупционном суде является одним из последних шагов в рамках антикоррупционной реформы.
В новом суде, согласно общей концепции реформы, будут рассматриваться дела коррупционеров из числа высокопоставленных должностных лиц. Расследованием этих дел занимается сформированное ранее Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ). После создания ряда специализированных антикоррупционных структур от Киева ждали последнего шага. Постепенно терпение партнеров Украины иссякало.
В Международном валютном фонде недавно довольно недвусмысленно намекнули, что получение Киевом следующих траншей кредитов и финансовой помощи окажется под вопросом, если парламент в очередной раз отложит утверждение законопроекта. Бескомпромиссную позицию по данному вопросу 5 июня озвучили представитель Государственного департамента США.
Компромисс может обернуться неприятными последствиями.
В процессе утверждения законодательной нормы одним из главных препятствий стала поправка к законопроекту о Высшем антикоррупционном суде. Поправка предусматривала возможность блокировки недобропорядочных кандидатов на должность судей общественным советом международных экспертов. Западные партнеры требовали от Киева, чтобы этот совет вместе с Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККСУ) выбирал судей для работы в антикоррупционном суде и был органом действенным, а не номинальным.
Долгое время украинские власти всячески пытались уклониться от включения этой нормы в положения законопроекта. Консультации продолжались до самого утра перед началом вчерашнего заседания парламента. В конечном итоге стороны утвердили компромиссное решение. Председатель парламентского комитета по вопросам правовой политики и правосудия Руслан Князевич объяснил, что кандидатуру судьи будут рассматривать на специальном заседании с участием членов ВККСУ и общественного совета международных экспертов. В случае, когда большинство участников заседания и как минимум половина международных экспертов кандидатуру претендента не поддержат, он выбывает из конкурса на должность судьи.
В пояснительной записке к утвержденному законопроекту сказано, что экспертов в совет должна назначать ВККСУ, основываясь на предложениях международных организаций, с которыми Украина сотрудничает в направлении предотвращения и противодействия коррупции. Эксперты могут быть и украинскими гражданами. Специалист по борьбе с коррупцией Александр Леменов утверждает, что таким образом власть создала возможность для будущих манипуляций.
Он объясняет, что украинские чиновники часто формируют зависимое органы. На граждан Украины, которые войдут в состав совета международных экспертов, власть сможет оказывать давление, заставляя их голосовать за «нужных» претендентов на должность судей антикоррупционного суда. Международная организация Transparency International разделяет опасения эксперта.
Исполнительный директор Transparency International в Украине Ярослав Юрчишин обращает внимание на то, что в законе недостаточно четко прописаны требования к организациям, которые имеет право делегировать своих представителей в «компромиссный» совет международных экспертов. В законе сказано, что с организациями должны быть подписаны договоры о сотрудничестве в сфере предотвращения и противодействия коррупции.
Исходя из этого, к примеру, своего эксперта в совет не сможет делегировать Всемирный банк, поскольку у банка с Киевом подписан лишь общий меморандум. В то же время, Юрчишин приветствует принятие закона, поскольку, несмотря на «лазейки для коррупционных интересов», документ позволит НАБУ работать более эффективно. На сегодняшний день никто из украинских ТОП-коррупционеров из-за отсутствия Высшего антикоррупционного суда не осужден.
Примечательно, что даже после формирования состава судей в полной мере Высший антикоррупционный суд не сможет работать. Утвержденный накануне документ только описывает деятельность суда. На следующем этапе президент должен внести в парламент для утверждения документ о создании Высшего антикоррупционного суда Украины, расположенного в Киеве. Согласно Конституции, этот законопроект также должен пройти предварительное рассмотрение в Высшем совете правосудия.