В последнее время Республику Узбекистан начали причислять к государствам, которые имеют хорошие перспективы для инвестиций. Именно такие данные значатся в докладе экспертов консалтинговой компании Великобритании Maplecroft, которая проводит анализ рынков.
Так, пятого декабря этого года был опубликован рейтинг стран, которые являются самыми привлекательными для долгосрочных инвестиций. В этом списке Узбекистан уверенно вошел в первую двадцатку, расположившись между Эфиопией и Турцией. Эксперты компании рассчитали «Индекс растущих рынков», который включил в себя 175 государств. Полученный показатель охватывает экономические данные прошедших лет, привлекательность стран для инвестирования, структурные реформы, а также прогноз по демографической ситуации. Отдельно рассматривается численность среднего класса. Возглавили рейтинг этого года такие страны, как Китай и Индия. Кроме них в первой десятке находится Нигерия, Бразилия и Вьетнам.
Аналитики раздела «Новости Мира» журнала «Биржевой Лидер» подчеркивают, что 6 из 10 наиболее перспективных государств располагаются в Азии. Кроме этого эксперты считают, что страны, попавшие в топ-30, могут улучшить свое положения за счет снижения политических рисков и проведения реформ. Кроме этого, как сообщают в издании Maplecroft, на рейтинг этих стран вполне способно повлиять и улучшение регулятивной, а также законодательной среды.
Несмотря на достаточно высокий статус Узбекистана в вышеуказанном списке, индекс коррупции здесь также способен побить многие показатели. Так, в «рейтинге коррупции», который составила компания Transparency International, Узбекистан оказался на 170 месте. Несколько хуже обстоят дела лишь в Афганистане, Сомали, Бирме и Северной Корее. Республики Туркменистан и Узбекистан, которые находятся на пространстве СНГ, были названы одними из наиболее коррумпированных государств в мире. Такое заявление озвучила Transparency International, международная организация по борьбе с коррупцией. Они разделяют 170 место, оказываясь в завершении индекса коррупции среди государств, где правят диктаторские режимы.
Страны оценивались по шкале от 0 до 100 баллов, где 100 – является самым лучшим результатом. К сожалению, зафиксировать полное отсутствие коррупции так и не удалось нигде в мире, однако приблизилась к этому показателю Дания. Новая Зеландия, а также Финляндия набрали по 90 баллов. Больше чем две трети государств из списка не набрали и 50-и баллов. В связи с этим специалисты из Transparency International уверены, что необходимо продолжать борьбу за прозрачность всех государственных институтах в этих странах, призывая должностных лиц к ответу. «Коррупция может возникнуть в любой стране мира из-за того, что политики поставят свои личные интересы выше общественных. Они начнут требовать платы за услуги, которые нужно выполнять бесплатно», - прокомментировал представитель Transparency International.
Постыдное постоянство коррупцией Узбекистан "славился" еще в советские времена.
Несмотря на постоянную модернизацию общества, которая началась еще во времена СССР, Узбекистан по-прежнему остается государством с восточной системой экономики и деспотии. Это напрямую связано с тем, что азиатский способ производства формировался в стране тысячелетиями. Сейчас республику можно охарактеризовать как страну, где большую силу имеет влияние общины. Кланы Узбекистана сформированы по принципу территориального фактора и основываются на землячестве. В 20-50-х годах прошлого века большевикам так и не удалось искоренить кланы, несмотря не все предпринятые меры.
Сейчас часть теневой экономики Узбекистана составляет 40 – 60 процентов ВВП. Это огромнейшие ресурсы, которые идут мимо государственного бюджета, оседая в личных запасах влиятельных кланов. Их представители находятся в каждом структурном подразделении – милиции, суде, таможне, налоговых органах, администрациях, частном и государственном секторе. Благодаря этому обеспечивается стабильный приток средств и обеспечивается защита для всех финансовых потоков. Кланы создали политическую и экономическую угрозу Узбекистану.
Автор: Александра Стригуновская