Сенат Узбекистана рассмотрел и подписал постановление об амнистии. Такое решение было принято в преддверии 20-ой годовщин принятия Конституции республики в среду на пленарном заседании.
Как сообщает журнал «Биржевой Лидер», главным оратором выступила Светлана Артыкова. Председатель сенатского комитета по принятию законодательных актов и судебно-правовым вопросам подчеркнула, что в настоящее время система амнистии может применяться только к тем заключенным, которые сегодня не представляют какой-либо опасности для людей и общества в целом.
Принятый законопроект подразумевает, что на свободу выдут женщины, которые на данный момент не достигли 18-летнего возраста, и мужчины в возрасте старше 60 лет, а также под статью закона подпадают иностранные граждане. Также под «приговор» амнистии попадают граждане, имеющие инвалидность первой и второй группы, а также страдающие тяжкими заболеваниями. Кроме того, те, кто совершил преступление впервые или по неосторожности также в ближайшее время смогут увидеть солнце не через решетчатые окна.
Также стоит отметить, что попадут под статью амнистии и те заключенные, которые по состоянию на сегодняшний день встали на «путь истинный» и полностью исправились, которые отбывали наказание за участие в террористических организационных группах и при этом не совершали тяжких и влекущих за собой глобальных последствий преступлений.
Но в то же время, как отметили разработчики проекта закона, амнистия не будет применяться и распространяться на осужденных, которые за свои злодеяния приговорены к заключению с пожизненным сроком или на заключенных, которые отбывают наказание за совершение особо опасного преступление либо умышленного убийства.
Постановление Сената об амнистии вступает в силу после его официального опубликования в средствах массовой информации.
Если погрузиться в историю, то можно отметить следующее. Первое постановление об амнистии Сенат Узбекистана принял в 2005 году. Данное решение было связано с 13-ой годовщиной принятий Конституции. Также в том же 2005 году Сенат получил возможность и полное право принимать решения об амнистии. Такая возможность была получена по представлению главы государства в связи с началом деятельности двухпалатного парламента. До 2005 года только президент мог решать: кого и когда освободить из заключения.
А уже с началом 2008 год амнистия в Узбекистане вступает в силу только по решению судов. Если вспоминать о прошлой амнистии, то это был декабрь прошлого года. Тогда освобождение заключенных было приурочено в 19-ой годовщине Конституции. В декабре на основании законодательного решения сенатского комитета на свободу вышло более 45 тысяч человек. Из них около 2 000 человек на тот момент были освобождены от отбывания уголовного наказания. А остальным 43 тысячам заключенным были уменьшены сроки наказания или в отношении их были прекращены уголовные преследования.
Следует отметить, что сегодня в Узбекистане более 2000 политзаключенных. Как вопрос с амнистией состоит в отношении их? Сегодня международная правозащитная организация призывает освободить всех политзаключенных. С таким призывом выступает Хьюман Райтсвотч публично и в свою очередь призвала Кэтрин Эштон, которая прибыла с визитом в регион, потребовать, чтобы местные власти освободили всех незаконно задержанных и осужденных активистов, отбывающих наказание в местных тюрьмах.
Надежда Атаева придерживается такого же мнения, свои мысли и доводы по поводу положения политзаключенных в узбекских тюрьмах она высказала в интервью NBCentralAisa. Представитель Ассоциации «Права человека в Центральной Азии» отметила, что на сегодняшний день сколько политических деятелей находится в тюрьмах это закрытая информация и она не разглашается. Но правозащитники, опираясь на имеющиеся у них данные, утверждают, что это более 2000 человек. На сегодняшний день все политические деятели, которые ведут якобы борьбу против действующего президента, осуждаются на тюремный срок до 20 лет.
В интервью с Н.Атаевой был поднят вопрос и затронута ситуация с Мурадом Джураевый. Это политзаключенный, который был осужден за свои действия на 12 лет. В этом месяце у него закончился срок пребывания в тюрьме и причем состояние здоровья у него под угрозой. Но, как отмечает Атаева, под различными предлогами его так и не выпустили на волю, а предъявили очередного обвинение. На протяжении многих лет адвокаты Мураева не могут получить доступ к материалам дела. Поэтому вопрос правомерности заключения политических деятелей актуален до сих пор.