Наше издание уже неоднократно касалось темы коррупционных скандалов, связанных с дочерью Президента Узбекистана Ислама Каримова – Гульнарой. Одним из наиболее громких скандалов, в ходе расследования которых выяснилась причастность Гульнары к коррупции и отмыванию денежных средств в особо крупных размерах, стало дело в отношении шведско-финского оператора связи – телекоммуникационной компании «TeliaSonera». Как сообщает шведское издание «The Local», накануне стали известны новые подробности, подтверждающие факт незаконной сделки, в ходе которой компания перечислила 2,3 миллиарда шведских крон, или свыше 354 миллионов долларов на счета компании, подконтрольной Г. Каримовой с целью получения лицензии на предоставление услуг связи в формате 3G на территории Узбекистана. Как отмечает указанное издание, в эфире одной из телепрограмм местного канала «Sveriges Television» была обнародована информация о том, что к коррупционному скандалу с «узбекской принцессой» причастны конкретные топ-менеджеры, работающие в структуре компании. Эти лица уже побывали в прокуратуре и давали показания, однако, имена данных фигурантов, равно, как и их роль в деле, не раскрываются.
В последствии данную информацию в интервью информационному агентству «Agence France-Presse» подтвердила представитель телекоммуникационной компании Хунтер Нильссон, которая отметила, что данные менеджеры занимают должности в управленческом аппарате «TeliaSonera», и они подозреваются прокурорскими органами в причастности к даче взяток в деле Г. Каримовой. Вместе с тем, по информации пресс-секретаря компании Соломона Бекеле, оба сотрудника продолжают работать в структуре «TeliaSonera», и в самой компании уверены в их невиновности. В этой связи также стоит отметить, что в конце минувшей недели на официальном сайте «TeliaSonera» была размещена информация о том, что в данный момент юридической фирмой«Mannheimer Swartling» проводится всестороння проверка соответствия инвестиций компании в узбекский рынок действующему законодательству, и до момента, пока не будут обнародованы результаты данной проверки, «TeliaSonera» отказывается от обсуждения всех деталей, связанных с «узбекской сделкой».
Вышеприведенная информация, по мнению аналитиков раздела «Новости Узбекистана» журнала «Биржевой лидер», свидетельствует о том, что расследованию в Швеции дан ход, и основные его фигуранты со временем могут пролить свет на обстоятельства «сотрудничества» с дочерью узбекского Президента, которая итак в настоящее время стала, фактически, «персоной нон-грата» в Европе, а на некоторые банковские счета компаний, причастных к Г. Каримовой уже наложен арест, о чем наше издание сообщало ранее в материале «Суд заморозил активы фирмы Takilant, связанной c Гульнарой Каримовой». Речь идет о сумме в 23,2 миллиона евро, которые были размещены в «Nordea», и «заморожены» по решению Стокгольмского суда. Примечательно, что это лишь часть суммы, на которую мог быть наложен арест, ибо ранее один из прокуроров предлагал «заморозить» свыше 170 миллионов евро, так как были подозрения, что именно такая сумма была получена фирмой Г. Каримовой незаконным путем.
Ранее схожая ситуация имела место и в Швейцарии, о чем наш журнал сообщал в материале «Полиция Швейцарии заблокировала счета граждан Узбекистана». Причина таких действий правоохранителей была типичной – подозрение в отмывании денег. Двое граждан Узбекистана, являющиеся сотрудниками компании «Coca-Cola Uzbekistan», подконтрольной Г. Каримовой, тогда же были заключены под стражу. Эксперты сразу же провели параллели ситуации, раскрученной в Швейцарии с проблемами компании «МТС-Узбекистан», которая, как известно, в сентябре текущего года приостановила свою деятельность. Дело в том, что топ-менеджеры и одной и другой компании использовали «классические» схемы по отмыванию денег, вместе с тем, все эти лица так или иначе были связаны с президентской дочерью. Так или иначе, Г. Каримова ныне находится в финансовой изоляции, в связи с чем, в ближайшее время, которое может продлиться неопределенно долго, ее экономическая деятельность не сможет выйти за рамки Узбекистана.